Метаморфозы личной печати
Одним из самых криминальных товаров являются автомобили иностранного производства. Причем, по мнению татарстанских таможенников, в данном «рейтинге» они стабильно удерживают лидирующее положение в течение последних десяти лет. С начала этого года возбуждено 20 уголовных дел по контрабандному ввозу автотранспортных средств и уклонению от уплаты таможенных платежей при их таможенном оформлении (в прошлом году – 11). Все преступные схемы, используемые мошенниками, раскрывает начальник отдела дознания Татарстанской таможни подполковник таможенной службы Роберт ШАЙХУТДИНОВ.
– Понятно стремление наших коммерсантов минимизировать затраты при ведении бизнеса. Но почему-то они стараются перенести эту минимизацию
на таможенные платежи. Известно, что существующие пошлины зависят от года выпуска автомобиля, от его стоимости и объема двигателя. Исходя
из этого, можно предположить вероятность уклонения от уплаты таможенных платежей либо их занижения.
Первое становится возможным при контрабандном ввозе автомобилей – минуя пограничный таможенный орган, либо в установленном порядке, но с использованием поддельных документов.
К таковым относятся инвойсы несуществующих иностранных автосалонов, либо документ о купле-продаже автомобиля у вымышленного физического
лица – гражданина иностранного государства. Другую группу документов составляют поддельные техпаспорта с недостоверными сведениями о годе выпуска или объеме двигателя. Некоторые документы и вовсе могут быть предназначены для легализации ранее угнанного автомобиля с перебитыми идентификационными номерами кузова и двигателя.
Преступники должны помнить, что контрабандный ввоз автотранспортных средств и уклонение от уплаты таможенных платежей при их таможенном
оформлении всегда оставляют «следы» или, как у нас говорят, улики. При обращении в представительства иностранных автопроизводителей в России
либо к их региональным дилерам мы ни разу не получали отказа в предоставлении информации о соответствии проверяемого автомобиля заводским
идентификационным номерам и техническим параметрам. И в тех случаях, когда нас уведомляют, что с такими идентификационными номерами транспортное средство не выпускалось, это означает, что автомобиль был похищен, номера перебиты. И это чревато для покупателей такого авто, так как согласно законодательству РФ транспортные средства с перебитыми идентификационными номерами не подлежат регистрации. А если отыщется его законный собственник, неизбежны судебные тяжбы.
Возбуждение уголовных дел данной категории зависит, прежде всего, от качественной работы сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, и не только таможенных органов, но и соответствующих подразделений Федеральной службы безопасности и органов внутренних дел. За 11 лет моей оперативно-следственной деятельности в таможенных органах региона, могу с уверенностью сказать, что наибольшая результативность в борьбе с контрабандой и уклонением от уплаты таможенных платежей достигалась при тесном взаимодействии оперативных подразделений Татарстанской таможни с оперативными подразделениями других силовых структур.
– Как на практике осуществляется такое взаимодействие?
– Особо хотелось бы отметить большой вклад оперативников УФСБ по Республике Татарстан и Межрегионального отдела ОРЧ при Волго-Вятском УВДТ
(дислоцированных в Казани). Определенные наработки в плане организации взаимодействия, но только в борьбе с распространением наркотических
средств, имеются и с УФСКН РФ по РТ.
Напротив, с оперативными подразделениями МВД РТ, в частности, с отделами по борьбе с организованной преступностью и экономическими преступлениями, взаимодействие налажено хуже. А как показывает практика, контрабандой и уклонением от уплаты таможенных платежей в одиночку не занимаются. При расследовании преступлений данной категории всегда выявляется преступная группа, в которой просматривается четкое распределение ролей: кто-то перемещает товар, кто-то готовит поддельные бланки, печати и штампы, кто-то выполняет роль «бульдозера», то есть проталкивает решение вопросов при прохождении таможенного контроля и таможенного оформления, постановке и снятии с учета в подразделениях ГИБДД и т.д.
Кроме того, данные составы преступлений в соответствии с Уголовным кодексом РФ относятся к категории экономических.
Из подразделений МВД РТ определенное сотрудничество осуществляется с экспертными подразделениями и подразделениями ГИБДД МВД Татарстана. В недалеком прошлом во взаимодействии с УБОП и УБЭП МВД Татарстана была пресечена противоправная деятельность не одной преступной группы.
Каждое из ведомств решает поставленные задачи с учетом специфики ведомственных нормативно-правовых актов, используя различные формы и
методы проведения оперативно-розыскных мероприятий. Но именно это и является основой качественного и своевременного реагирования правоохранительных органов на подготавливаемые и совершаемые противоправные деяния, в том числе и преступления, отнесенные к компетенции таможенных органов.
– Говорят, кто владеет информацией, тот владеет миром. Как информация оперативных подразделений помогает Вам в работе?
– Аналитическая обработка первичной информации, выработка направлений ее проверки и дополнительного сбора сведений, систематизация и тщательный анализ очень важны. После этого, словно мозаика, собранная по частицам, начинает проявляться алгоритм преступления. Важным, на мой взгляд, является не само по себе выявление преступления, а как раз определение его алгоритма, установление способа совершения, достижения понимания психологии преступников и т.д. Все это позволяет воссоздать модель поэтапных действий преступников, что способствует выработке наиболее правильных версий, подлежащих проверке, установлению местонахождения доказательств и проведению соответствующих оперативных мероприятий и планированию производства следственных действий.
Наибольший же интерес, по крайней мере, у меня, вызывает обнаружение допущенных преступниками ошибок, которые являются следствием, как
это не звучит странно, «халатного отношения к исполнению преступного деяния». Динамично развивающееся таможенное законодательство РФ совершенствует методы осуществления таможенного контроля, разрабатываются и внедряются технологические схемы и т.д. Преступники, изготавливая поддельные документы на ввозимый ими в Россию автотранспорт, используют соответствующие бланки и оттиски поддельных печатей и штампов, а также установленный таможенным законодательством РФ порядок внесения записей и проставления печатей и штампов. При этом эти документы в своем комплексе не всегда соответствуют требованиям действующего таможенного законодательства РФ. Основной нашей задачей является это увидеть и выявить несоответствия.
– Что послужило основой для выявления преступлений в этом году?
– Вначале была оперативная информация. А затем – выявление несоответствия информации, содержащейся в оттисках печатей и штампов пограничных и таможенных органов Республики Беларусь. Не секрет, что при пересечении границы отметки в виде оттисков штампов и печатей проставляют
пограничные органы в загранпаспорте, таможенные – в товаросопроводительных документах. При въезде физические лица сначала проходят пограничный контроль, затем – таможенный.
Такой порядок существует не только в России, но и в Белоруссии. При этом необходимо отметить, что таможенный контроль перемещения товаров транзитом через Республику Беларусь в Российскую Федерацию регламентируется белорусско-российским законодательством. Так, в частности, согласно Постановлению коллегии Таможенного комитета Союзного государства от 23 декабря 2003 г. «О применении нормативных правовых
актов, регламентирующих порядок перемещения товаров, перевозимых под таможенным контролем между российскими и белорусскими таможенными
органами» таможенные органы Республики Беларусь признают документы, используемые при доставке товаров и оформленные таможенными органами
Российской Федерации, а таможенные органы Российской Федерации признают документы, используемые при доставке товаров, оформленные таможенными органами Беларуси.
В ходе оперативной проверки было установлено, что преступники, используя данное положение о признании российскими таможенными органами
при доставке, в частности, транспортных средств, товаросопроводительных документов с отметками о прохождении пограничного таможенного контроля в таможенных органах ГТК Республики Беларусь, предъявляли при таможенном оформлении в Татарстанской таможне комплекты документов, в
том числе и таможенные декларации, в которых имелись отметки пограничных таможенных органов ГТК РБ в виде направляющих штампов, личных номерных печатей и штампов, которые в своей совокупности свидетельствовали о якобы законном ввозе транспортного средства сперва на таможенную территорию РБ, а затем на таможенную территорию РФ.
Качество исполненных подделок неплохое, но… Нами разработаны определенные методики, позволяющие определить недостоверность заявляемых сведений и наличие фальсификации в документах по группе признаков.
Досье «Таможни»
В 2006 году в Российскую Федерацию юридическими лицами было импортировано 1 049 тысяч
легковых автомобилей (код 8703
ТН ВЭД) на сумму свыше 12 миллиардов долларов. Среди них новых автомобилей – 776,9 тысячи
и бывших в употреблении и прочих – 272,5 тысячи. В 2005 году в
страну было ввезено более 898,7
тысячи легковых автомобилей на
сумму свыше 9,3 миллиарда долларов. Из этого числа – 477 тысяч
новых и 421,7 тысячи бывших в
употреблении.
Журнал "Таможня"