Москва – Киев: пограничный гордиев узел
Акцию по упрощению проверки пассажирских поездов на украинско-российской границе можно смело назвать "частично успешной". Несмотря на то, что Россия продолжает практиковать ночной паспортный контроль транзитных составов в Брянске, Юго-Западная железная дорога Украины объявила о намерении в самое ближайшее время "избавить еще большее число своих пассажиров от этой неприятной процедуры". Новый этап эксперимента начнется уже в апреле и продолжится до конца нынешнего года.
В декабре 2010 года рабочие группы ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) и Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины ("Укрзализныця") подписали в Москве поистине сенсационное соглашение. Согласно его основным пунктам, пограничные службы России и Украины обязались отменить процедуру двойной проверки паспортов у пассажиров нескольких "скорых" поездов на линии Москва – Киев.
По словам специалистов, это позволило бы значительно облегчить пересечение гражданами двух стран государственной границы и не становиться заложниками ситуации, при которой такой контроль осуществляется дважды в промежутке всего нескольких часов.
Вместо этого предлагалось создать на вокзалах Киева и Москвы так называемые "погрантерминалы", где по предъявлении железнодорожного билета потенциальный пассажир мог бы предъявить офицеру и инспектору свои паспорт и миграционную карточку.
В Украине эту схему опробовали перед новым 2011 годом. С тех пор украинские пограничники и таможенники оформляют документы на пересечение госграницы составом N2 "Киев – Москва" либо непосредственно на станции Киев-Пассажирский, либо по ходу движения поезда до станции Дарница.
"Это позволяет избежать многих конфликтных ситуаций на контрольно-пропускных пунктах в Конотопе, Хуторе-Михайловском и Брянске, - сказала агентству "Транспорт сегодня" наблюдатель общественной организации защиты прав пассажиров (Киев) Марина Ковальчук. – Но вот ведь незадача: как оказалось, надежды на то, что путешествие из Киева в Москву и обратно для нас станет спокойным, не оправдались – проверки продолжаются на российских участках границы и тот же экспрессе N2 "Москва – Киев" прибывает в столицу России по старому расписанию. Иными словами – с простоями в пути и пресловутым ночным контролем. То же касается и поезда N1, следующего из Москвы в Киев".
Согласно официальной информации министерства инфраструктуры Украины, тот факт, что российская сторона пока не выполняет основных пунктов договоренности, объясняется предельно просто.
Дескать, ни Федеральная погранслужба РФ, ни российские таможенные структуры пока не согласовали четкого графика совместной работы, а, посему, вопрос об отмене пресловутых проверок в Брянске останется открытым на неопределенный срок. Впрочем, чего не скажешь о той же украинской стороне.
По словам представителей Государственной таможенной службы Украины, практика "терминальной проверки" "полностью себя оправдала" и "в значительной степени облегчила деятельность инспекторов".
Это мнение полностью разделяют и в украинской погранслужбе. "За относительно короткое время мы смогли перестроить свою работу, получили возможность сократить время проверок и таким образом увеличить пассажиропоток», - отметили в пресс-службе Сумского погранотряда (территория от ст. Конотоп до ст. Хутор-Михайловский входит в его зону компетенции – ТС).
Возможно, именно на основе анализа этих сообщений в руководстве "Укрзализныци" в целом и на Юго-Западной железной дороге в частности было решено начать, если так можно выразиться, реализацию "второго этапа пограничного эксперимента".
Предполагается, что уже в самое ближайшее время лучшие украинские эксперты в области пассажироперевозок рассмотрят возможность применить "вокзальный режим проверки документов" еще сразу к нескольким составам, следующим из Киева в Москву. В частности, к поездам N6 и N42 – наиболее популярным, согласно независимым опросам мнения пассажиров.
Более того, ЮЗЖД планирует реконструировать несколько блоков багажного отделения станции Киев-Пассажирский под принципиально новые пункты пограничного и таможенного контроля, что опять-таки поможет "избавить еще большее число пассажиров от неприятной ночной процедуры проверки документов".
Сколько именно средств будет затрачено на подобную реконструкцию и в какие сроки она будет выполнена, пока не сообщается. Тем не менее, уже известно, что до конца нынешнего года облегченный паспортный контроль со стороны Украины станет обычной процедурой и для пассажиров нескольких других железнодорожных "московских направлений" - например, поездов из Донецка, Днепропетровска и Харькова.
Вместе с тем, украинские чиновники в очередной раз выразили надежду на то, что их российские коллеги как можно скорее присоединятся к инициативе Киева и начнут выполнение своих обещаний по выполнению московского соглашения 2010 года.
"В конце концов, пришло время разрубить этот пограничный гордиев узел, - сказал Марина Ковальчук. – Ведь приближаются мероприятия по проведению в Украине и Польше Чемпионата Европы по футболу 2012 года – настоящего испытания для всех транспортников. И только от слаженной работы перевозчиков наверняка будет зависеть имидж их стран на международном уровне".
Транспорт сегодня