Москва и Вильнюс проявили недоговороспособность
Российско-литовские консультации не предотвратят полномасштабной торговой войны
Разгоревшаяся на минувшей неделе между Литвой и Россией транзитная война, в результате которой на границе двух стран скопилось около двух тысяч грузовиков с литовскими номерами, захватывает все новые сферы. Прошедшие вчера в Москве переговоры представителей таможенных органов двух стран, судя по всему, не дадут скорого практического результата. Между тем завтра вступает в силу решение руководства Литовских железных дорог об отмене 35-процентной тарифной скидки на транзит российского чугуна в калининградском направлении. А с 17 августа Россельхознадзор вводит временные ограничения на поставки молочной продукции с четырех литовских предприятий.
«На состоявшейся встрече были достигнуты определенные договоренности, и, в частности, был подписан протокол, который содержит обоюдные обязанности сторон», – сообщили вчера «НГ» в литовском посольстве в Москве по результатам встречи таможенников двух стран. В переговорах принимали участие временный руководитель Таможенного департамента Литвы Йонас Мишкинис и первый замначальника ФТС РФ Владимир Малинин. Впрочем, на вопрос о том, насколько эти договоренности смогут повлиять на разблокирование сложной ситуации, в литовском посольстве ответить не смогли.
В то же время Йонас Мишкинис по окончании переговоров заявил, что они были сложными. Тем не менее, по его словам, удалось достичь соглашения, которое позволит частично смягчить ситуацию «после выполнения определенной домашней работы». Российская сторона высказала недоверие в отношении 29 литовских фирм и представила данные о том, что они неоднократно нарушали правовые акты РФ. «Смягченный порядок вступит в силу после того, как (в России. – «НГ») получат тот или иной наш ответ, – пояснил литовский таможенник. – Мы, несомненно, сейчас можем лишь временно ограничить участие этих фирм, пока не получим более точную информацию. Соответствующее решение будет принято сегодня же».
В свою очередь, как сообщила пресс-служба ФТС, российская сторона «предложила комплекс последовательных решений по либерализации ужесточенного режима контроля в отношении основной части литовских перевозчиков». При этом перевозчиков-нарушителей указанные предложения затрагивать не будут и к ним по-прежнему будут применяться решительные меры административного воздействия, отмечают в ведомстве.
Напомним, что из-за ужесточения таможенных процедур около двух тысяч литовских грузовиков уже вторую неделю простаивают в очередях на границе Латвии и России. И в среду, по данным СМИ, длина очереди превышала 20 км. Более того, литовская Ассоциация автоперевозчиков Linava заявила о том, что из-за действий российской таможни очереди литовских фур формируются и на границе с Белоруссией и Казахстаном.
«Я надеюсь, что сегодня проблемы решатся, – заявил вчера премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс. – А если окажется, что причины, по которым проблемы не могут решиться, более глубокие, мы переосмыслим всю стратегию решения этой проблемы и будем более активно обсуждать вопрос с партнерами в ЕС. Думаю, что более эффективными были бы переговоры не Литвы с Россией, а ЕС с Россией». Отметим, что Литва во вторник предприняла шаги по включению ЕС в решение этой проблемы – глава ее МИДа Вигаудас Ушацкас направил официальное письмо в Еврокомиссию с просьбой «обеспечить равные условия для конкуренции перевозчиков из стран ЕС и пресечь дискриминацию на национальной почве».
Литва уже ответила отменой 35-процентной скидки на поставки российского чугуна в направлении калининградского порта.
Независимая газета 14.08.09