На белорусском автомобильном рынке жарко
На белорусском автомобильном рынке жарко: до 1 июля 2011 года - даты повышения таможенных пошлин на ввоз машин - остается около двух недель. Ежедневно растаможивается до 2 тысяч автомобилей. Таможня перешла на усиленный вариант несения службы. Чего ждать дальше? Сейчас белорусский авторынок замер в ожидании, завернувшись в кокон предположений, прогнозов и расчетов.
Нервы главных игроков этого рынка - автоперегонщиков и потенциальных автовладельцев - будут испытываться на прочность весь июнь. Больше всего поводов для стресса у тех, кто заказал доставку авто из США: контейнеры с машинами попросту зависли в Клайпедском порту. Там нашлось немало недобросовестных логистов и фирм-перевозчиков, которые, зная о грядущем повышении тарифов, решили подзаработать. Сейчас люди, купившие машину в Штатах, вынуждены через форумы искать соседей по контейнерам, объединять усилия и командировать в Литву человека, способного разрулить ситуацию на месте.
Точного количества таких бедолаг в Государственном таможенном комитете не знают, но к ситуации относятся с пониманием: готовы при необходимости максимально ускорять процесс растаможки. Однако пока обстановка в пунктах пропуска на границе и на внутренних пунктах таможенного оформления стабильная.
Пока все происходит как обычно: пересекая границу, автовоз доставляет машины до внутреннего пункта таможенного оформления, где покупатели занимаются их растаможкой. 29 - 30 июня планируется при необходимости разрешить перевозчикам делать это прямо на границе. Процедура будет проходить по заявительному принципу. Самое главное, чтобы до 1 июля, а точнее, 24 часов 30 июня автовоз въехал на территорию нашей Беларуси. Владельцы привезенных машин должны успеть прибыть на границу и подать на них декларацию. Если успеют, оформление будет осуществляться по нынешним ставкам.
Официально зарегистрированные предприниматели, которым и сейчас все больше приходится загорать, а не торговать на авторынке в Минске, уверены: после 1 июля на рынке устоят лишь самые адекватные продавцы.
- Если у человека есть 10 тысяч долларов для покупки автомобиля, то он обязательно найдет себе машину по карману. Денег у людей все равно больше не станет, а вот выбор увеличится, - считает автоперегонщик Игорь, опыт работы которого в этом бизнесе более 10 лет. - Поэтому покупать у того, кто необоснованно заламывает несусветную цену, попросту не станут.
Упрямство продавцов, которые пока не верят в то, что они вложили свои деньги в напрасные надежды, будет сходить на нет постепенно, по мере того как участники рынка начнут понимать, что цены уже неадекватны. И дело не только в нынешней экономической ситуации. Даже после ее улучшения продавцам машин придется считаться с тем, что качество предлагаемого ими "продукта" останется на том же сомнительном уровне. Ни для кого не секрет, что за последние четыре месяца в Беларусь ввезли немало европейского автохлама: перегонщики честно признаются, что в условиях ажиотажа привозили сюда машины, на которые раньше бы и не взглянули. Мол, что сделаешь, раз и на металлолом есть спрос, то мы обеспечим предложение.
Кроме того, в условиях мирового роста цен на топливо люди неизменно задумываются о целесообразности эксплуатации личного транспорта. Автомобиль становится "лишним ртом" не только для белорусских семей. А машин за эпоху "до пошлин" завезли в страну столько, что даже без ввоза по новым тарифам этого количества хватит чуть ли не внукам, при условии, что у них не искоренится желание заниматься ремонтом неновых авто. Ограничения же для продажи недавно ввезенных в Беларусь автомобилей в Россию будут сняты только в 2013 году. За два года ожиданий потеря в цене и качестве автомобиля неизбежна. Следует учесть и то, что после ряда скандалов с российскими таможенными органами, выдававшими липовые паспорта транспортных средств, россияне, желающие купить авто в Беларуси, будут выбирать их более взыскательно.
Введение пошлины сыграет важную роль психологического катализатора оздоровления авторынка, считают официальные дилеры. Некоторых из них приближение даты 1 июля только радует. Например, один из представителей ОАО УАЗ в неофициальной беседе признался, что они рассчитывают на значительное увеличение продаж новых автомобилей:
- После 1 июля цены на модельный ряд наших машин останутся на том же уровне, но они станут более привлекательными для покупателей, потому что за те же деньги они теперь будут в состоянии купить уже новый, а не подержанный автомобиль.
Странно, что перечисленных факторов упрямо не хотят понимать те предприниматели, кто продолжает контейнерами и автовозами завозить в страну европейский и американский автомусор. Им давно пора бы притормозить.
Литовский курьер