На уральских трактах
Филиал Ассоциации международных автоперевозчиков в Уральском федеральном округе провел ежегодную конференцию по актуальным вопросам международного транспортного рынка Урал-Тракт-2006 .
Участвовали в ней заместитель Полномочного представителя Президента Российской Федерации в УрФО В. Басаргин, вице-президент АС-МАП Е. Судаков, представители Управления государственного автодорожного надзора по Свердловской области, а также специалисты филиала АСМАП в УрФО, автоперевозчики Урала и другие заинтересованные стороны, должностные лица Уральского таможенного управления и Екатеринбургской таможни.
С докладом о практике применения таможенного законодательства и актуальных вопросах таможенного оформления международных перевозок в УрФО выступил начальник отдела контроля за таможенным транзитом службы организации таможенного контроля УТУ В. Паршаков.
Как отметил Владимир Витальевич, в Уральском федеральном округе в силу его географического положения и исторически сложившихся транспортных магистралей основной товаропоток приходится на железнодорожные перевозки. Тем не менее при ежегодном увеличении внешнеторгового оборота доля товаров, перемещаемых автомобильным транспортом, неизменно растет (ежегодно в среднем на 30 процентов в течение последних двух лет). Причем, в первую очередь, за счет объема международных перевозок, совершаемых с использованием процедуры МДП (международного таможенного транзита) - более 60 процентов от всех автомобильных перевозок. В регионе деятельности таможенных органов Управления было перемещено более 38 тысяч партий товаров с применением книжек МДП. Одновременно снижается количество нарушений таможенных правил. Так, в 2005 году таможнями региона было возбуждено 226 дел об административных правонарушениях подобного рода (в 2004 году - 237). Да и с фактами недоставления товаров, перемещаемых в соответствии с процедурой МДП в таможенный орган назначения, уральским таможенникам пришлось столкнуться за весь прошлый год только один раз, в отличие от 2004-го, когда было зафиксировано четыре таких случая.
Однако вместе с усилением таможенного контроля за перемещением товаров и соблюдением таможенных правил сегодня одной из главных задач, стоящих перед таможенными органами, является ускорение прохождения грузов через границу. С этой целью ФТС России издан нормативный документ, жестко регламентирующий временные параметры действий должностных лиц таможенного органа, согласно которому к концу 2006 года оформление одной партии товара на пункте пропуска должно производиться в течение 23 минут.
Представители таможенной службы полностью согласны с автоперевозчиками в том, что длительные простои грузового автотранспорта на границе выливаются в серьезные материальные убытки и мешают увеличению роста товаротранспортных потоков. В значительной мере способствовать решению этой проблемы могло бы создание такой системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, при котором досмотр проводится с помощью технических средств - инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК), позволяющих осуществить эту процедуру быстро и без вскрытия грузовых отделений автотранспорта. Оснащение современными техническими средствами самым тесным образом увязано с пересмотром подходов к обустройству пограничных пунктов пропуска в целом. Согласно Концепции развития Федеральной таможенной службы до 2010 года 70 таможенных пунктов в России будут оснащены ИДК. В частности, один из них в самое ближайшее время будет установлен на российско-казахстанской границе, в зоне деятельности Челябинской таможни.
Также на ближайшую перспективу, в качестве мер, способствующих решению поставленной задачи по ускорению прохождения грузов через приграничные автопереходы, запланировано проведение целого комплекса мероприятий. Среди них: изменение схемы организации работы пунктов пропуска на таможенной границе - переход на работу по принципу одна остановка и проведение в пунктах пропуска досмотров вместе с пограничными органами; организация и проведение совместного таможенного контроля с казахскими таможенными органами на автомобильных пунктах пропуска Петухово (Курганская область) и Бугристое (Челябинская область); установка и использование инспекционно-досмотровых комплексов; развитие практики предварительного информирования, электронного декларирования; дальнейшее расширение практики применения системы управления рисками, использование выборочное таможенного контроля, и, как следствие - снижение процента досматриваемых товаров. Намечены также другие меры, призванные облегчить, стандартизовать и автоматизировать процедуры таможенного администрирования, включая и транзитные операции.
Пресс-служба УТУ
Журнал Таможня февраль 2006г.