На юге России вырос экспорт грузов, перевозимых морским транспортом
Несмотря на пандемию, за десять месяцев этого года в портах Азово-Черноморского бассейна отмечается рост экспортных отгрузок. По информации Северо-Кавказской железной дороги, в порты только поездами с января по октябрь доставлено 68,3 миллиона тонн грузов, что на 3,4 тысячи тонн больше, чем за аналогичный период прошлого года. Вообще же перевозка экспортных грузов по железной дороге к портам на юге России к 2025 году достигнет 131 миллиона тонн в год, подсчитали аналитики Института экономики развития транспорта.
Последние три года по экспорту лидирует морской терминал в Новороссийске. За прошедшие десять месяцев он перевалил без малого 35 миллионов тонн грузов, на 308,5 тысячи тонн больше, чем в прошлом году.
На втором месте порт Кавказ в Керченском проливе: более 19 миллионов тонн грузов. В основном это злаки, соль, минеральное топливо, нефть и продукты ее переработки, сера, камень, различные строительные материалы, а также плавучие средства.
Морской порт Тамань Краснодарского края лидирует по приросту показателей. По данным Южного таможенного управления, с начала года из него отправили на экспорт 15,2 миллиона тонн грузов. Для сравнения: в 2019 году было 8,86 миллиона. По всей видимости, это не предел: сейчас в порту идет строительство новых терминалов для наливных грузов. Кроме злаков и топлива, отсюда везут за рубеж жир и масло животного и растительного происхождения, продукты из них, а также сахар и кондитерские изделия.
Астраханский морской порт Оля демонстрирует рост показателей, хотя по объемам перевалки в десятки раз уступает лидерам. Из Астрахани по морю отправляются, в том числе, древесина и изделия из нее, древесный уголь, остатки и отходы пищевой промышленности, готовые корма для животных, продукты неорганической химии.
Есть перспективы для увеличения загрузки кубанского морского порта Геленджик, который пока приостановил деятельность в связи с масштабной реконструкцией.
Хуже обстоят дела в сфере экспорта на Дону, здесь в 2020 году наблюдается снижение (впрочем, как и импорта). В целом экспортные поставки из региона за девять месяцев сократились на четыре процента, а импортные - на 17. Эта проблема недавно обсуждалась в правительстве Ростовской области. Основная причина - пандемия, из-за которой были скорректированы многие контракты, нарушены сроки отправки и доставки грузов, повышены транспортные тарифы, подорожали комплектующие.
При этом эксперты отмечают, что общий рост экспорта грузов на юге России потребует серьезной корректировки организации железнодорожных перевозок к портам. Поэтому в ЮФО сейчас прокладываются новые железнодорожные маршруты. Как рассказали в управлении СКЖД по программе развития и обновления инфраструктуры, к портам Азово-Черноморского бассейна в прошлом году достроили обход Краснодарского узла. На новом участке протяженностью почти 129 километров проложены электрифицированные пути, построены мосты, проезды для сельскохозяйственной техники, станции и другие объекты. Применяется технология перегрузки без использования складских емкостей, напрямую из вагона на борт судна, а также другие технологии, позволяющие увеличить перевалочную мощность портов.
Прямая речь
Алексей Гуков, начальник Ростовской таможни:
- В 2017 - 2019 году в портах, относящихся к региону деятельности Ростовской таможни (сегодня это Ростовский, Азовский и Таганрогский порты), наблюдались небольшие колебания физических показателей экспорта: 15,7, 17,2 и 14,7 миллиона тонн соответственно. В прошлом году экспорт через эти порты снизился на 15 процентов. Большую долю в товарной структуре занимает сельскохозяйственная продукция: пшеница, кукуруза, ячмень, подсолнечное масло, жмых подсолнечника, а также лом черных металлов.