07.07.08

Налоговое обнуление

Правительство рассматривает возможные пути для снижения роста внутрироссийских цен на бензин. В качестве одной из мер, по словам министра энергетики Сергея Шматко, может стать отмена ввозных пошлин на высокооктановый бензин.

Правительство в апреле прошлого года уже отменяло 5−процентную ввозную таможенную пошлину на авиационный и автомобильный бензины. Нулевая ставка пошлин на бензин была введена сроком на девять месяцев. Министерство экономического развития и торговли, которое готовило предложения по отмене пошлины, поясняло, что данная мера послужит развитию конкуренции и стабилизации цен на рынке. При этом ведомство признавало, что объем импорта бензина в Россию незначителен, в основном он поставляется из Финляндии.

Эксперты топливного рынка полагают, что и в настоящее время эти меры не повлияют на снижение цен на топливо именно потому, что импорт очень незначителен. Согласно данным Федеральной таможенной службы, в январе–апреле текущего года было импортировано всего 192,6 тыс. тонн нефтепродуктов, в том числе специальных бензинов – 28,4 тыс. тонн, авиационных бензинов – 2,5 тыс. тонн, бензинов с октановым числом от 95 до 98 – 5 тыс. тонн, с октановым числом 98 и более – 2,6 тыс. тонн, прочих легких дистиллятов – 5,3 тыс. тонн, керосины – 172 тонн, прочих средних дистиллятов – 58 тонн, дизельного топлива – 20,5 тыс. тонн, мазута – 86 тыс. тонн.

По данным Федеральной службы государственной статистики, с начала 2008 года средние цены на бензин в нашей стране поднялись уже на 15,8%, стоимость дизельного топлива относительно уровня конца декабря 2007 года выросла на 24,0%. Рост цен на бензин почти в два раза опережает инфляцию, которая с начала года составила 8,5% (по состоянию на 23 июня).

Помимо обнуления ввозных пошлин правительство планирует отложить на два года введение новых стандартов моторного топлива, запрещающих выпуск бензина ниже стандарта «Евро-3». Как напомнил замминистра финансов Сергей Шаталов, выступая в рамках правительственного часа в Совете федерации, с 1 января 2009 года планируется ввести новый технический регламент на моторное топливо. «Однако, как показывает анализ, наши НПЗ не готовы перейти на стандарты „Евро-3”, „Евро-4” и „Евро-5”», – сказал Шаталов. В связи с этим, по словам замминистра, правительство предполагает на два года отложить введение этих жестких требований.

Замминистра добавил, что с 2011 года предполагается существенно перераспределить налоговую нагрузку на бензин, таким образом, чтобы бензин низкого качества облагался акцизом по более высокой ставке, а ставка акциза на бензин стандартов «Евро-4» и «Евро-5» была снижена. Шаталов заявил также, что рост цен на моторное топливо не связан с налоговой политикой. Он напомнил, что ранее правительство приняло решение, и парламент его поддержал, по введению моратория на индексацию акцизов на моторное топливо на пять лет. Три года из этого срока уже прошло. «Следующие два года мы сохраняем верность принятому решению», – добавил замминистра.

Комментарий эксперта
Сергей Шматко министр энергетики
Мы принимаем меры, чтобы на рынке нефтепереработки была нормальная конкуренция. При этом мы намерены максимально стимулировать переработку внутри страны, в том числе путем налоговых стимулов.

Группа «Эксперт»; 07.07.08