Навечно временные экспортные пошлины
Сами по себе экспортные пошлины были введены в России во втором полугодии 1992 года вместе с рядом других. Уже в 1993 году они конституировались в новом законе о таможенном тарифе, однако уже тогда положения закона фиксировали: экспортные пошлины, которые распространялись не только на нефть и нефтепродукты, были инструментами "оперативного" реагирования правительства на текущую конъюнктуру рынка. Предполагалось, что все вывозные таможенные пошлины вместе с количественным ограничением экспорта будут отменены с 1 января 1996 года. На практике это случилось несколькими месяцами позже, но в виде моратория на ограничение экспорта. В январе 1999 году мораторий на такие пошлины был снят, экспортная пошлина на нефть составила ?2,5 за тонну и к концу года выросла до ?15 за тонну — она регулировалась постановлениями правительства без формулы цены, против чего активно выступали нефтяные компании.
В марте 2000 года президент Владимир Путин заявил о необходимости привязки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты к мировым ценам на нефть. В 2001 году Минфин начал разработку новой системы налогообложения нефтедобычи и нефтепереработки — с 2002 года отменены плохо администрируемые плата за пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизы на сырую нефть, введен НДПИ на нефть, а экспортные пошлины на нефть зафиксированы как постоянно действующий налоговый институт. При этом НДПИ рассматривался как чисто "рентный" налог, а экспортные пошлины — как "налог на сверхприбыль". Одновременно Минфин начал и кампанию по закрытию внутренних офшоров в РФ, которыми нефтекомпании активно пользовались для минимизации внутреннего налогообложения. Против реформы налогов на нефтяной сектор активно выступал ЮКОС, ряд экспертов выдвигали предположения о том, что одним из факторов уголовного преследования Михаила Ходорковского в 2003 году и национализации ЮКОСа было лоббирование им снижения налоговой нагрузки на нефтекомпании. Сам господин Ходорковский в 2002 году публично выступал против инициатив правительства в этой сфере.
Дальнейшее развитие налогообложения нефтяной отрасли предусматривало непрерывный рост ставок НДПИ и экспортных пошлин под флагом "увеличения налоговой нагрузки" на отрасль, увеличивающуюся с ростом мировых цен рентабельность, а также различные эксперименты с топливными акцизами. В 2006 году глава Минэкономики Герман Греф инициировал правительственную дискуссию об отмене импортных пошлин на нефтепродукты для усиления конкуренции на российском рынке и возможной экономической поддержки экспансии российских нефтекомпаний на рынок Восточной Европы. Впрочем, несмотря на то, что импорт нефтепродуктов в РФ осуществляется в крайне незначительных объемах в приграничных регионах, а деградация в нефтепереработке стала очевидной (большая часть "больших" реконструкций НПЗ российские нефтекомпании провели в конце 90-х и первой половине 2000-х), на обнуление импортных пошлин Белый дом не пошел. В середине 2000-х был аннулирован и ряд инвестпроектов по строительству новых независимых НПЗ в России, а в 2010 году Белый дом инициировал кампанию по борьбе с мини-НПЗ.
При этом к практически непрерывному и плавному росту цен на топливо на российском рынке правительство всегда относилось нервно: с 2001 года Белый дом ставил на инструменты "ручного" регулирования рынка нефтепродуктов, включая правительственные "картели" в этой сфере, административное давление на нефтекомпании, контроль "стратегических" сделок в нефтепереработке и нефтедобыче, с 2008 года на компании все более активно давит Федеральная антимонопольная служба, разработавшая концептуально новый и достаточно спорный инструментарий "предотвращения сговоров" на топливном рынке. В 2009 году нефтяные компании уже настаивают на том, что для разработки новых месторождений нефти в Восточной Сибири действующий режим "НДПИ плюс экспортная пошлина" требует льгот, в первую очередь именно по экспортной пошлине, в 2010 году компании, в первую очередь "Роснефть", начинают их получать, в мае 2011 года из-за высоких цен на нефть — терять. С начала 2010 года правительство в лице Минэнерго активизирует поиски способов стимулирования развития нефтепереработки в России (де-факто текущий режим стимулирует экспорт полупродуктов, в частности, нафты), но далее идеи "точечной" коррекции режимов экспортной пошлины для экспорта нефтепродуктов (например, так называемый режим 60–66) инициативы Белого дома не идут. Актуальность проблемы экспортных пошлин увеличил "топливный кризис" конца апреля 2011 года — впрочем, и в этом случае правительство формально не стало обсуждать альтернативы некогда временных экспортных пошлин, настаивая на том, что кризис разрешится увеличенной экспортной пошлиной на бензин, введенной с 1 мая 2011 года.
Коммерсантъ-Online