07.11.18

Не бойся экспортировать

Приморских производителей призывают активнее выходить на иностранные рынки.

Внешнеторговый товарооборот Приморья набирает масштабы с каждым годом.

По итогам первого полугодия 2018 г. стало ясно, что наибольшая его часть по-прежнему приходится на страны Северо-восточной Азии. Китайская Народная Республика - 53% внешнеторгового оборота, Республика Корея - чуть больше 18%, а Монголия только-только начинает движение в этом направлении. Как привлечь иностранных покупателей, а главное, как остаться на плаву при возрастающей конкуренции в крае?

На эти и многие другие вопросы, живо интересующие малый и средний бизнес, ответил генеральный директор АНО «Центр развития экспорта Приморского края» (ЦРЭ) Евгений Никифоров.

Добрые соседи

- Евгений Александрович, на саммите администраций стран Северо-Восточной Азии говорилось о создании презентационных центров в каждом из регионов-участников встречи. Расскажите, как работает такой механизм? Чем он полезен предпринимателям?

- Подобных механизмов нет, пока это только идея, одно из ключевых предложений для развития краевого экспорта, озвученных врио губернатора Приморья Олегом Кожемяко. Центры должны стать практическим инструментом для налаживания взаимодействия между всеми странами-участниками.

Идея заключается в отхождении от одностороннего продвижения своей продукции к пятистороннему движению - Корея, Китай, Монголия, Россия, Япония. Каждая страна обязуется создать выставочные площадки с продукцией всех участников на своей территории для получения мультиэффекта: мы содержим лишь один павильон, а в результате получаем автоматическую выставку в пяти странах.

Участники саммита положительно отнеслись к революционной идее. Но любая революция требует выработки регламента, алгоритма работы и взаимодействия. Этот вопрос российская сторона взяла под свой контроль. С уверенностью могу сказать, что там будет пункт об обязательном продвижении товаров участников, в том числе, на международных выставках.

- Если говорить об участии в международных выставках - это действительно помогает заключить контракты и найти партнеров?

- Конечно. Потенциальному покупателю не нужно искать продукцию где-то, ведь все образцы представлены в одном месте, где можно не только «пощупать» товар, но и напрямую договориться о сотрудничестве, сделать индивидуальный запрос производителю.

- Чаще всего в разговоре об экспорте имеется в виду Китай, а чем мы интересны Японии или Монголии? Почему они обратили на Приморье внимание?

- В первую очередь - удобным территориальным расположением. Страны АТР исторически находятся в рамках одних логистических и торговых путей. Это главная причина того, что в своём развитии Приморье должно ориентироваться не на Запад, а интегрироваться в большие планы Азии. Для этого, собственно, и создан саммит СВА.

Китаю интересны наши пищевые продукты и лес. После эффективного построения экспортного «моста» в Поднебесную, мы пойдёт в закрытый и сложный рынок Японии и Кореи. Монголия же в рамках саммита продемонстрировала свой реальный интерес в закупке кедра и облепихи. Оказывается, именно эти деревья и кустарники могут защитить территории Монголии от песков. В Приморье уже есть питомник, готовый высаживать саженцы для последующего экспорта.

Понять и развить

- Если в целом говорить о развитии экспорта в регионе, каковы перспективы приморских предпринимателей?

- Наша специфика - малый и средний бизнес. Крупный бизнес и сам успешно выходит на иностранные рынки за счёт достаточного финансирования и ресурсов. У МСБ такой компетенции нет. Помощь ЦРЭ многогранна: начиная от содействия в сертификации продукции и производства, получения необходимых разрешений, регистрации торговой марки, заканчивая расчётом логистики, участия в международных выставках, проведения переговорных процессов в бизнес-миссиях. Мы можем оценить этап, на котором компания находится с точки зрения экспортного цикла и вычислить, как именно шаги нужно принять для успешного выхода на рынок.

- К вам можно прийти с «сырой» идеей?

- Можно, но путь на экспорт - дорога долгая и затратная. Сколько это займёт времени и денег рассчитывается индивидуально. Мы обрисовываем для каждого риски, перспективы выхода, берёмся за каждый случай, но идти на экспорт или не идти - решает сам предприниматель. Здесь важно отметить, что центр обеспечивает площадку для выхода продукта заграницу, но за качество и сам продукт, а значит, его позицию на рынке, отвечает сам производитель.

- Это правда, что в этом году центр первым в России запустил электронную витрину с приморской продукцией?

- Да, она располагается на крупнейшей международной площадке Alibaba.com. В нашем аккаунте представлены товары всех производителей Приморья. Меньше чем через месяц после запуска мы получили запрос из Чехии на владивостокский шоколад. В следующем году выйдем и на другие международные электронные площадки (Ebay, Amazon и т. д.). А следом за витринами - создадим инструмент в виде маленьких онлайн-магазинов (AliExpress, WeChat).

- Какие товары Приморья уже сейчас можно смело отправлять на экспорт?

- Сегодня таких товаров не много. Одно дело произвести товар и совсем другое - подготовить его к выходу на иностранный рынок. Сюда входит согласование требований по этикетке, упаковке, маркировке и переводу, проверка ограничений требований таможни при ввозе, получение иностранных документов и регистрация торговой марки. Это первый этап перед вывозом первой партии заграницу.

- Но «истории успеха» приморских компаний-экспортеров всё же есть.

- Безусловно. У нас есть успешный производитель окон, эффективно торгующий с Республикой Корея и готовящийся заключить контракт с Филиппинами. Производители металлоизделий давно отгружаются в Азии. Фронтмен в сфере высокотехнологичного производства - небольшая компания-производитель датчиков давления шин - создала продукцию, не имеющих аналогов даже не Западе. Они тоже успешно вышли на иностранный рынок. А на данный момент участвуют в специализированной выставке в США. Также продаются деревянная посуда и игрушки, утеплители, деревянные дома, автомобильные компоненты, соя, пшеница.

Для вывоза мёда, дикоросов и другой готовой продукции нужно соблюсти все условия лицензирования, требования Россельхознадзора и т. д. не только по продукту, но и по предприятию. Центр пытается влиять на ускорение и упрощение процессов, но пока видимого результата нет. Именно поэтому говорить о реальных «историях успеха» готовой продукции пока рано. Единицам удалось пробиться на рынок Китая, но он так сильно и давно избалован другими странами, что прочно укрепить там свои позиции пока очень сложно.

Уйти от хаоса

- Какой результат вы хотите видеть по происшествию лет?

- Максимально большое количество малых и средних предпринимателей, предприятий и производителей, реализующих свою продукцию заграницей. Сейчас же их немного - экспорт субъектов МСП хаотичен. По большей части приморская продукция уходит китайским предпринимателям ещё в Приморье, способы вывода и конечный продукт никто не контролирует. Это плохо.

- Почему?

- Без контроля за движением продукта вне страны-производителя легко включаются различные элементы подделки. Как вам известно, в Китае российские товары очень популярны, бизнесмены приграничных с Приморьем городов этим пользуются и, как только видят новый интересный завезённый продукт, быстро ставят на производство его подделку для внутреннего рынка Китая.

Материковая, особенно южная, часть Поднебесной совершенно ничего не знает о продукции России, а потому не может отличить настоящее от подделки. В это время серьёзно страдает наша репутация: качество товара резко падает, ведь контрафакт есть контрафакт. Задача Центра развития экспорта - уйти от хаотичного вывоза и содействовать прямому выходу производителя на ту сторону.

- От подделок страдает только малый и средний бизнес?

- Контрафакты в своё время «подмочили» репутацию Арсеньевского молочного завода с его мороженым, «Уссурийского бальзама», приморского завода «Балтика» и т. д. Таких примеров масса. Решить эту проблему может только… обучение предпринимателей заблаговременно защищаться от подделок. Сейчас мы на словах объясняем, какие шаги нужно сделать в экспорте, чтобы эффективно вывести свой продукт, а со следующего года выпустим специальную обучающую программу, где чётко распишем все последовательные шаги для экспорта. Защититься от контрафакта на начальном этапе несложно, а вот бороться к ним в будущем фактически нереально.

- Если предприниматель задумывается о том, чтобы продавать свою продукцию заграницу, но не знает, как к этому подступиться, с чего ему лучше начать?

- Прийти к нам, но перед этим понять, есть ли у него на самом деле необходимый продукт и в чём изюминка.

- Какие стереотипы вам бы хотелось развеять?

- Что экспорт - это сложно и непонятно. На самом деле он понятен, несложен, но затратен финансово. Задать нам все интересующие вопросы можно по телефону «горячей линии» 8(423)279-59-09, написав на электронный адрес office@exportvl.ru или же лично по адресу: Владивосток, ул. Тигровая, 7, офис 603.

КСТАТИ

Самые интересные товары для иностранного рынка - лес, рыба, дикоросы, мёд, кондитерские изделия. Если первые два пункта и так эффективно продаются - у производителей нет сложностей с с логистикой, покупатель настолько заинтересован, что всю «головную боль» берёт на себя, то с экспортом остальных ситуация обстоит сложнее. Работа в данном направлении ведётся в рамках государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» на 2013-2020 годы.

АиФ Владивосток