Не все наши замки на границе исправны
Ни одно государство в мире не имеет такой протяжённой сухопутной границы, как Российская Федерация, а количество сопредельных с Россией стран больше лишь у Китая. Такое положение дел ставит перед пограничной и таможенной службами страны очень сложные задачи и соответственно создаёт большое количество проблем. С целью их решения в апреле в Благовещенске прошла совместная коллегия Дальневосточного и Сибирского управлений Федеральной таможенной службы (ФТС) России. Проводил коллегию первый заместитель руководителя ФТС генерал-полковник таможенной службы Владимир ШАМАХОВ. В беседе с главным редактором "Парламентской газеты" Владимир Александрович ответил на ряд вопросов, касающихся актуальных проблем, которые возникают не только на российско-китайской границе.
Справка "ПГ"
ШАМАХОВ Владимир Александрович родился в 1952 году. Окончил Ленинградскую государственную морскую академию имени Макарова. Доктор экономических наук. Генерал-полковник Таможенной службы. С 1995-го по 2001 год работал начальником Северо-Западного таможенного управления. Затем - ректор Северо-Западной академии государственной службы при Президенте РФ. С 1 ноября 2004 года - первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы.
У нас в основном рассматривают таможню как полицию на границе, которая мешает всем нормальным людям. Но таможня не душитель простых граждан или демократии. Она собирает средства, на которые выплачиваются пенсии и зарплаты. Вот это очень важный психологический фактор, который нам всем нужно формировать, в том числе и депутатам Государственной Думы.
- Одной из самых злободневных тем для нас сегодня является адекватное реагирование на экспансию, которая осуществляется в государственном масштабе странами Юго-Восточной Азии, - вот так "с места в карьер" начал нашу беседу Владимир Александрович. - Там никто не скрывает, что их главной целью является любым путём осуществлять экспорт своего товара в Россию. И частные предприниматели, и фирмы, и различные объединения, и даже государственные структуры этому способствуют. Доходит до того, что при вывозе товаров практически ничего не декларируется, а если и декларируется, то исключительно назывным порядком, в связи с этим идёт подмена кода и вида товара. Тем самым российский рынок наводняется относительно дешёвыми товарами, не всегда лучшего качества, не всегда сертифицированным и не всегда прошедшим контроль на безопасность для здоровья людей.
- То есть товар становится конкурентоспособным таким образом за счёт низких цен?
- Да, естественно. И тем самым мы, с одной стороны, насыщаем рынок, вроде бы удовлетворяем потребности далеко не богатого российского населения, но с другой - мы губим отечественного товаропроизводителя. И вот эти две тенденции существуют одновременно.
И пока таможне никто не сказал, каков же приоритет Российского государства? И получается, что для определённой части граждан и государственных организаций, которые находятся поближе к границе, выгодна сегодняшняя ситуация, а те, кто занимается производством - лёгкая и пищевая промышленность, перерабатывающие отрасли и многие другие, - как раз воем кричат. В свою очередь таможня пытается выбрать какой-то свой маневр. Но, на мой взгляд, это задача как раз государственного масштаба, и по ней необходимо провести серьёзную дискуссию и принять решение на государственном уровне.
- Если заглянуть в недавнее прошлое, в 1992 год, когда правительство Ельцина - Гайдара отпустило цены и практически открыло границы, через которые в Россию хлынул дешёвый, порой второсортный и просроченный товар, таким образом оно не просто не защитило отечественного товаропроизводителя, но и вольно или невольно наказало его.
- Не только товаропроизводителя, но и граждан.
- Получается, что проблема тянется с 1992 года?
- Совершенно верно. Конечно, мы научились выставлять кое-какие барьеры на беспрепятственном пути, но ни сил, ни технических средств, связанных с обустройством границы, ни оснащения современными информационными системами каждого таможенного поста мы не имеем. К сожалению, сегодня нельзя гарантировать стопроцентную защиту, ведь необходимо предпринять определённые усилия, которые бы укрепили границу. Пока этого не делается. И получается на сегодняшний день - таможню обвиняют и одна сторона, и другая сторона, и те, кто ратует за беспрепятственный ввоз импортных товаров в страну, то есть потребители, и с другой стороны, отечественные производители. Положение у нас в этом смысле самое незавидное. Хотя не одни мы в этом виноваты.
- Владимир Александрович, извините, но разговор наш беспредметный
- Хотите пример? Пожалуйста. Буквально в апреле было задержано порядка 80 железнодорожных вагонов с китайским товаром, пришедших в Москву по процедуре внутреннего транзита. В них под видом прищепок, скрепок и тому подобного ширпотреба на самом деле оказались обувь и одежда. Но это песчинка по сравнению с тем, какие объёмы идут.
Увы, мы не можем целиком досмотреть составы на железнодорожных станциях как на границе, так и внутри страны, не оборудованных техническими средствами, которые позволили бы, как это делается на Западе, через систему инспекционно-досмотровых комплексов полностью просветить, что находится в вагонах. Должны быть специальные площадки, куда отгоняются вагоны, где есть специальная разгрузочно-погрузочная техника. Сегодня мы действуем допотопным способом, так же, как это было 200 лет назад. Подошли к вагону, открыли, залезли, посмотрели с одного края, с другого - и всё. А составы приходят сотнями вагонов.
- Вы хотите сказать, что в России нет современных таможенных терминалов?
- Конечно, они есть, но совершенно не оборудованы для таможенных целей море и железная дорога. В аэропортах есть. Также современные автомобильные терминалы есть и на границе, и внутри страны. Потому что по постановлению Правительства за автомобильные отвечает таможня. Мы их строим, оснащаем, эксплуатируем, поддерживаем. Авиация - это ещё с советских времён повелось, потому что таможня по своей сути была только авиационной. А за море и железную дорогу отвечает Минтранс. Оно говорит, что денег у него нет, государство ему их не даёт.
Вы не поверите, но, например, акватория Петербургского порта утверждена документами в 1923 году. И числится ещё как Петроградский порт. Таможня не может в современных условиях работать дедовскими методами. Да, мы научились работать с электронной цифровой подписью, всего 20 таможен мира работают. Но, к сожалению, это касается только отдельных компонентов нашей работы. А сегодня стоит задача - обеспечить единые стандарты по определению таможенной стоимости и достоверному декларированию на всей территории страны.
Потому что иначе всё время идёт перетекание в те зоны, где меньшая степень контроля, и туда же устремляются контрабандисты и нарушители.
- Существует какая-то примерная, экспертная цифра потерь государства от всего того, о чём вы сейчас говорите, от всей этой неустроенности?
- Конечно, такой цифры нет, но думаю, что речь может идти о миллиардах долларов.
- Можно что-то сделать, скажем, с тем же Петербургским портом?
- Конечно. Необходимо провести целый комплекс работ, и мы знаем каких, но сегодня государство этим не может заниматься, потому что порт - частная компания. И она говорит: у меня нет места под досмотровый комплекс или просто нет денег на обустройство, пусть государство даст. Государство и готово дать: по Федеральной целевой программе "Госграница" предусмотрена во всех морских портах, начиная с 2006 года, установка стационарных инспекционно-досмотровых комплексов, но на каком основании государство будет инвестировать частную компанию? Тупиковая ситуация. Вот где надо находить пути решения. А не говорить, что таможня плохо работает.
Берём другой пример. На сегодняшний день на границе имеется девять контролирующих организаций. На сухопутных и морских границах - везде. Ответственность за решение всех проблем на границах падает прежде всего на таможенников и пограничников. На самом деле время, проведённое при прохождении границы, затраченное на таможенный и пограничный контроль, сегодня составляет менее половины. Остальное время уходит на работу транспортной инспекции, санитарно-эпидемиологического контроля, фитосанитарного и других. Причём они ёще собирают деньги. То есть, проходя границу, помимо пограничников и таможенников необходимо обойти других государственных инспекторов, предъявить все документы, заплатить деньги в кассу и только тогда пересечь границу. Причём это сделано по ведомственным нормативным актам, нигде в законе этого нет. Ведомства сами принимают решения, какую они взимают плату.
- В таком случае необходим федеральный закон о прохождении государственной границы.
- Конечно, есть смысл принять такой закон. А пока мы вместе с пограничниками и Министерством экономического развития и торговли выходим на создание чётких стандартов. Но это наталкивается на громадное противодействие. Многим удобно находиться на границе, потому что, если они будут сидеть рядом с границей, им платить не будут.
- Вероятно, некоторые службы, как, например, санитарная, всё-таки нужны?
- Есть совершенно чёткие критерии. Во-первых, документальный контроль могут вести таможенники, пограничники. Ничего сложного в этом нет. Нам через единый банк данных представляют соответствующие ориентиры, параметры, и мы это осуществляем. Если требуется контроль уже на уровне лабораторного анализа, то, пожалуйста, можно в сторонку из очереди вывести, и пусть занимаются. И, наконец, необходимо определить пункты, через которые будут проходить грузы, требующие санитарно-эпидемиологического вида контроля. Это мировая практика.
- Владимир Александрович, какова сегодня численность Федеральной таможенной службы России?
- Около 68 тысяч человек. После Индии, где 75 тысяч, Россия занимает второе место. Но, повторяю, при той протяжённости границы, какой обладает наша страна, такое количество сотрудников таможни недостаточно. Например, в таможенной службе Германии трудятся 40 тысяч сотрудников. Её не сократили и после ликвидации границ между странами Евросоюза. Она стала более глубоко заниматься вопросами таможенной стоимости, происхождением товара, взиманием налогов и пр. Так что нам есть с чем сравнивать. При этом в российской таможне большая фискальная составляющая, как нигде. И при всех наших проблемах мы формируем 42 процента бюджета страны. Причём живыми деньгами, ведь у нас нет никаких зачётов. Таким образом, 68 тысяч человек - это совсем немного. К тому же учтем, что средняя зарплата у нас составляет 250 долларов.
- Вернёмся к совместной коллегии. Всем понятно, что таможня не может существовать сама по себе, работать в отрыве от экономической действительности, без взаимодействия с представителями бизнеса.
- Перед коллегией мы встречались с представителями дальневосточного и сибирского бизнеса. И я ещё раз убедился, что сегодня у таможни нет другого пути, как взаимодействие с предпринимателями. Мы сегодня не должны стоять по разные стороны баррикады. Сегодня водораздел должен пройти по другому фарватеру - законопослушные участники и таможня, с одной стороны, незаконопослушные участники и коррумпированные таможенники - с другой. То есть наша задача сегодня - оказание содействия бизнесу в расширении торговли. Но только тому бизнесу, который открыт для таможенных органов, прозрачен, не нарушает законов.
Мы готовим целую концепцию развития, которая, видимо, в ближайшие два месяца будет рассмотрена на заседании Правительства. И создав упрощённые, ускоренные условия для прохождения границы, мы сможем сконцентрировать свои силы на борьбе с бизнесом так называемой чёрной окраски. Это первое. Второе - да, на сегодняшний день в приграничных территориях, прежде всего с Китаем, очень высокая безработица, а у тех, кто имеет работу, заработки очень низкие. Люди видят, как процветает и развивается соседний Китай. И, конечно, они используют все способы для того, чтобы хоть как-то найти себе средства к пропитанию. Вот они и подряжаются "кэмэлами", как их в народе называют. Работа незамысловатая: таскать через границу вьюки, как верблюд. Сегодня разрешено физическому лицу ввозить до 50 килограммов груза на сумму 65 тысяч рублей. И вот они с этими мешками постоянно пересекают границу. Таможенным кодексом это разрешено, мы ничего сделать не можем. Этот по сути торговый оборот идёт по налогообложению как неторговый. На китайской стороне всё уже расфасовано, заготовлено. Каким-то образом добываются так называемые вкладыши в загранпаспорт, и там возможны какие угодно комбинации.
Более того, вы знаете, что на государственной границе с Китаем есть частные пропускные пункты! Так что проблем очень много. И потери налогообложения на дальневосточной границе составляют сотни миллионов долларов. Да, мы проводим операции, накрываем какие-то базы. Но всё это капля в море. Необходимо менять норму законодательства, но очень взвешенно, ведь здесь затрагиваются интересы многих людей, их материальное благополучие. Сейчас обсуждается вопрос о том, чтобы снизить порог для товаров, которые можно провозить для личного пользования. Возможно уменьшение в два раза как по весу, так и по сумме.
При этом народ должен понимать, что таможня, требуя по закону уплаты полновесных налогов и пошлин в бюджет, не вредит людям и стране, а, наоборот, старается собрать все те средства, которые идут пенсионерам, врачам, военнослужащим, правоохранительным органам и т.д. У нас же в основном рассматривают таможню как полицию на границе, которая мешает всем нормальным людям. Таможня не душитель простых граждан или демократии. Она собирает средства, на которые выплачиваются пенсии и зарплаты. Вот это очень важный психологический фактор, который нам всем нужно формировать, в том числе и депутатам Государственной Думы.
- Но ведь есть товары, которые целесообразно освободить от ввозной пошлины, не так ли?
- Согласен. Но сегодня при ввозе технологического оборудования по закону необходимо платить. И получается, что таможня мешает развиваться отечественной экономике. Нас за это клеймят. Но, извините, мы всего лишь исполнители. И наша позиция, и моя лично: технологическое оборудование, которое у нас не производится, надо ввозить с обнулённой пошлиной.
- Выходит ли ваша служба в Правительство с законодательными инициативами?
- Новый Таможенный кодекс введён с 1 января 2004 года. За это время жизнь показала, что необходимо вносить изменения. И сейчас, в том числе и при участии ФТС, готовится целый пакет поправок.
Беседовал Пётр КОТОВ
"Парламентская газета" 26.05.05