10.03.11

Нелогичная логистика! Пробки и "скоропорт"

Москва - большой Город. По последним данным его населяет более 10,56 млн постоянных жителей (с регистрацией). Через город проходят вынужденные или осознанные пути более 0,4 млн гостей столицы в сутки. Сальдо только одной областной миграции по работе в Москве составляет 0,5 млн человек в сутки. Ежегодно Москву посещает около 2 млн туристов. В ней легально, полулегально и нелегально работает и проживает более 2 млн гастарбайтеров и других представителей народов мира. Даже такая общность как бомжи, временная категория проживающих в городе, по оценкам экспертов составляет до 0,1 млн человек. Получается, что в Москве постоянно находится по разным причинам около 14 млн человек! И всех этих людей надо ежедневно кормить и поить.

Одним из базовых продуктов питания москвичей и гостей столицы является так называемый "скоропорт" или скоропортящийся продукт. А если поподробнее, это группа товаров, включающая в себя мясные и молочные продукты, свежую рыбу. И, конечно же, свежие овощи и фрукты, в том числе различные цитрусовые. Не будем обсуждать весь ассортимент скоропорта, возьмем только его растительную составляющую, а именно свежие овощи, фрукты, и цитрусовые.

Судя по статистике ФТС РФ и информации от участников ВЭД, в Москву по импорту ежемесячно приходит от 7000 до 9000 еврофургонов свежих овощей и фруктов, то есть скоропрта. Крупнейшая плодоовощная база, обрабатывающая такой колоссальный объем скоропортящейся продукции находится, как ей и положено, на юге Москвы - в Новых Черёмушках. На неё приходится до 90 % потока всего растительного скоропорта потребляемого москвичами и гостями столицы. Эта плодоовощная база была построена еще в эпоху социалистического рассвета, и была в тот период одной из крупнейших плодоовощных баз Москвы. Её размещение на юге логично учитывало логистику и геометрию кратчайшего пути скоропортящихся продуктов, завозимых в тот период в основном из южных социалистических республик и южных портов СССР. Ранее активно работали плодоовощные базы, в частности, в Отрадном, в Химках, в Долгопрудном, на Рязанском проспекте и на Открытом шоссе. Однако со временем их активность была переигранна централизацией. Рыночные условия показали, что в одном месте проще и эффективнее собирать весь ассортимент скоропорта, а для оптовых и мелкооптовых покупателей проще и быстрее собирать нужный заказ для сети супер- и гипермаркетов, магазинов, ресторанов и общепита.

За период капитализма в России фруктово-овощной "шелковый путь" изменил направление. Теперь основные потоки свежих овощей и фруктов идут в Россию из Турции, Греции, Марокко, Израиля морем - через порт Новороссийска. А через порт Санкт-Петербурга - из Южной Америки, Африки, Европы, и других частей света. Автомобильные караваны скоропорта идут с запада, через Европейскую границу Российской Федерации, в частности, через Смоленск, Брянск, Псков (это около 60-70% всего скоропорта поступающего в Москву). С востока не значительные поставки скоропорта идут, преимущественно, через казахстанскую границу Таможенного Союза, в основном из Юго-восточной Азии, в частности из Китая в рев. секциях и ж/д вагонах.

20 января 2011 года в Московском регионе завершился очередной этап реализации "Концепции оптимизации структуры и мест нахождения таможенных органов, подчиненных Центральному таможенному управлению, расположенных в Московской области". В рамках этой Концепции таможенное оформление скоропортящегося импортного товара должно было бы происходить на современных и технологичных СВХ, по пути его следования, и ни как иначе.

Для справки, скоропортящиеся продукты и ряд других товаров не подлежит таможенному оформлению в местах приближенных к государственной границе Российской Федерации, согласно Письма ФТС РФ 21-50/62491 от 21.12.10 г. А точнее, весь скоропорт должен оформляться таможнями по пути его следования и в местах его доставки, в нашем случае - рядом с Москвой, например не далеко от Черемушкинской плодоовощной базы. Однако, один из крупнейших таможенных постов, численностью 75 таможенников с круглосуточным режимом работы по оформлению скоропортящейся продукции был размещен в противоположном направлении от основной плодоовощной базы Москвы. То есть, на до предела запруженном автомобилями Ленинградском шоссе - на Севере Московской области, в поселке Пикино. Естественно, после таможенной очистки на Севере, все еврофургоны с грузом едут на Юг Москвы, на свою базу. Создавая по пути движения по МКАД пробки, аварии и другие неудобства. По расчетам, это примерно 600-700 реверсных ходок еврофургонов в сутки, то есть, туда и обратно. Получается, что поток еврофургонов в связи с нелогичной таможенной очисткой на Севере столицы загружает МКАД в совокупности на 14000-18000 реверсных ходок в месяц! Такой статистике большегрузного трафика Мэр г-н Собянин С.С. не обрадуется. Так как еще недавно в прессе говорилось о серьезном достижении Москвы, и переводе около 4000 грузовиков в месяц для работы в ночную смену. Что же получается? То ли таможенный пост надо переместить на Юг Московской области ближе к базе, толи саму базу переместить на Севр - ближе к таможенному посту.

Последние несколько лет основной поток автомобильного скоропорта перемещается в еврофургонах в столицу, преимущественно по Минскому и Новорижскому шоссе. На сегодня это кротчайший и оптимальный путь.

Ради объективности надо сказать, что не весь скоропорт оформляется на Севере столицы. Есть еще несколько мест в Московской области для таможенного оформления свежих овощей и фруктов, которая к тому же является подкарантинной продукцией. То есть, в местах таможенной очистки свежих овощей и фруктов должны находиться стационарные фитосанитарные посты Россельхознадзора. В частности, это города Можайск, Коломна, Ногинск, Серпухов, Сергиев Посад. Но все эти места оформления скоропортящихся грузов находятся на значительном отдалении от Черемушкинской базы - места конечной доставки скоропортящейся продукции. Для торговцев свежими овощами и фруктами в жаркий день или морозный вечер важен каждый сэкономленный час на транспортной и таможенной логистике. Но судя по тому, как размещены таможенные посты и фитосанитарные посты в Московском регионе, чиновники не даже задумывались о логистике. А наоборот, делали всё, чтобы создать максимум препятствий для участников ВЭД, занимающихся импортом свежих овощей и фруктов в наш город. В результате в Московском регионе построена нелогичная логистика по таможенному оформлению и транспортировке скоропортящихся грузов в Московском регионе. Причем вопреки собственной же Концепции!

Хочется верить, что когда-нибудь в нашей стране наконец-то воцарятся здравый смысл, практичная логика и рачительное отношение к собственным ресурсам, к людским, к дорожным, к любым!

Финам.info