16.01.07

Новые таможенные декларации могут ударить по Транссибу

С первого января 2007 года в Российской Федерации официально введен новый таможенный документ - Грузовая таможенная декларация/транзитная декларация (ГТД/ТД). Насколько безболезненно совершается переход к использованию новой документации транспортниками, и, в частности, на железной дороге? Свое мнение по данному вопросу мы попросили высказать начальника управления по таможенно-брокерской деятельности (УТБД) ОАО "РЖД" Автандила Горгиладзе.

- Автандил Айдарович, как Вы оцениваете введение в стране новой грузовой таможенной декларации? Насколько, с Вашей точки зрения, этот шаг оправдан и необходим?

- Прежде всего замечу, что Грузовая таможенная декларация документ для России не новый. Впервые ГТД была введена в 1989 году, то есть еще во времена СССР, а ее прообразом стал единый административный документ Европейского союза (ЕАД), который действовал в странах ЕС и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) в соответствии с Конвенцией об упрощении формальностей в торговле товарами, принятой в 1987 году.

Однако со временем тот образец Грузовой таможенной декларации, который применялся у нас в стране, стал отличаться от своего европейского прототипа. Более того, у себя в России мы начали использовать документ, ничего общего с ЕАД не имеющий, - Документ контроля доставки (ДКД), который специально ввели для транзита как внутреннего, так и международного. Таким образом, фактически мы пользовались двумя документами вместо одного. С введением с 1 января 2007 года Грузовой таможенной декларации/транзитной декларации (ГТД/ТД) это несоответствие устранено. Что касается лично моего мнения, то оно позитивное, поскольку появление в России новой ГТД/ТД, более прогрессивной и близкой по форме к европейскому документу, это, несомненно, большой шаг нашей страны вперед на пути к дальнейшей гармонизации отечественного и международного таможенных законодательств.

- Есть ли какие-то сложности в связи с переходом на новую документацию?

- С точки зрения организации документооборота никаких сложностей нет, да их в принципе и не должно возникнуть. Полномочия по представлению интересов ОАО "РЖД" в сфере таможенного оформления грузов, следующих по железной дороге, переданы компанией четырем брокерским фирмам, которые являются нашими партнерами. По имеющейся информации все необходимое для перехода на новые условия работы ими уже сделано. Но если рассматривать вопрос с точки зрения технологии перевозок, то здесь некоторые трудности возникнуть могут. В частности, это касается контейнерных грузопотоков: буквально накануне Нового года мы получили тревожный сигнал с Дальневосточной железной дороги.

Дело в том, что параллельно с введением ГТД/ТД с 01.01.2007 г. вступил в законную силу приказ Федеральной таможенной службы РФ от 11.08.2006 г. 762, которым вводится в действие Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации/транзитной декларации. В соответствии с названной Инструкцией при оформлении товаров по процедуре ВТТ и в режиме МТТ перевозчик (в данном случае железная дорога) или экспедитор должны предоставить в таможенный орган транзитную декларацию, содержащую в графе 18 сведения о номерах транспортных средств (вагонов), на которых будет осуществляться перевозка товаров, и с проставленным в графе 50 календарным штемпелем станции отправления, свидетельствующим о принятии груза к перевозке. Как видится, в этой части изданный ФТС приказ не в полной мере учитывает технологические особенности работы припортовых железнодорожных станций и морских портов с иностранными товарами. Поясню.

Традиционно техпроцесс перегрузки товаров в порту выглядит следующим образом. Поступающие морским транспортом иностранные товары помещаются в находящийся на территории порта склад временного хранения (СВХ) или в зону таможенного контроля. Далее припортовая станция выдает перевозочные документы экспедитору для заполнения и оформления транзитной декларации, получения разрешения на ВТТ или МТТ товаров. Номер вагона и календарный штемпель станции отправления проставляются на перевозочный документ непосредственно во время погрузки контейнера на платформу. После завершения процедуры подвижной состав выводится с подъездного пути порта на пути железнодорожной станции отправления.

Таким образом, получается, что если в точном соответствии с Инструкцией начать заранее указывать в ГТД/ТД номер вагона, на который будет погружен тот или иной контейнер, то это может создать на подъездных путях путаницу и неразбериху.

- Есть ли какие-то конкретные оценки возможных последствий данной ситуации?

- Вступление в силу приказа ФТС России 762 может вызвать дисбаланс в работе крупнейшей припортовой станции страны Находка-Восточная и морского порта Восточный, а также приведет к сокращению перерабатывающих возможностей станций Находка, Владивосток, Находкинского и Владивостокского морских торговых портов.

В настоящее время со станции Находка-Восточная Дальневосточной железной дороги по процедуре ВТТ и в режиме МТТ в среднем за сутки отправляются 280-400 вагонов. Вместимость 3-9 путей порта составляет 105 вагонов. Следовательно, уборка груженых вагонов с этих путей должна производиться через каждые два-три часа. Если таможенное оформление продлится хотя бы на сутки, то начнется скопление вагонов с импортными и транзитными грузами на подъездных путях порта, а также вагонов с экспортным грузом и порожнего подвижного состава на путях припортовой станции; окажется невозможной своевременная выгрузка контейнеров из морских судов; произойдет "бросание поездов" в пути следования и прочее, что в целом может привести к сокращению грузопотоков по Транссибирской магистрали.

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством РФ (Устав железнодорожного транспорта, Правила приема грузов к перевозке на железнодорожном транспорте) проставление календарного штампа станции отправления свидетельствует о принятии груза к перевозке. Поэтому если делать отметку в таможенных документах заранее, то течение срока доставки груза перевозчиком начнется ранее реального. В этом случае говорить, скажем, об ответственности ОАО "РЖД" за несвоевременную доставку (утрату, порчу) груза будет не вполне корректно. Особенно если утрата или порча произойдет в период нахождения товара на территории порта (в СВХ или в ЗТК).

- Год уже начался, новые правила действуют. Что предпринимают железнодорожники и, в частности, ОАО "РЖД" для того, чтобы разрешить названную проблему и избежать сбоев в работе на стыке "порт железная дорога"?

- После получения сигнала с Дальневосточной дороги мы практически сразу обратились в ФТС России с официальным письмом, в котором указали на необходимость учесть специфику грузовой работы в портах и в этой связи внести в инструкцию следующие изменения: в графе 18 ГТД/ТД не проставлять номер железнодорожного вагона, но только при обязательном наличии в графе 44 номера железнодорожной накладной, а в графе 50 ставить не календарный, а строчковый штамп станции отправления. Официального ответа из таможни пока не поступило, но я думаю, что таможенники к нам прислушаются, ведь в конце концов мы все делаем одно общее дело.

"РЖД-ПАРТНЕР"; 16.01.07