12.07.10

Нуждается ли бизнес в Таможенном союзе?

На минувшей неделе Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана стал реальностью. Соответствующее заявление было подписано президентами трех стран на саммите ЕврАзЭС в Астане. Это означает формирование зоны свободной торговли стран — участниц нового союза. Второй шаг — создание единого экономического пространства, а в более отдаленной перспективе — введение единой валюты.

В целом Таможенный союз открывает новые перспективы для большинства компаний стран-участниц. Устранение торговых барьеров позволяет осваивать новые рынки и, возможно, снизит коррупционную составляющую. Одновременно возникают возможности оптимизировать налогообложение. Однако помимо преимуществ Таможенный союз создает проблемы. Так, для автопроизводителей могут ухудшиться условия в силу притока на рынок импортных автомобилей. Может произойти изменение в направлениях грузопотоков. Также усилится конкуренция на рынке продовольственных товаров.
Елена Матросова директор Центра мак­роэкономи ческих ис­следо ваний BDO в России

Все современные управленческие решения «заточены» на увеличение эффективности в логистике, будь то движение информации, товаров, услуг, денег... Поэтому создание Таможенного союза — это однозначно шаг вперед.
Агван Микаелян генеральный директор компании «ФинЭкспертиза»

Для малого и среднего бизнеса Таможенный союз необходим, он увеличит товарооборот между странами путем упрощения системы растаможки. Сама идея союза — положительное решение и для Белоруссии, и для Казахстана, и для России, но как она будет работать на практике в нашей коррумпированной и изворотливой бюрократической системе, предсказать невозможно.
Игорь Заугольников
член правления ОАО «РОДЭКС Груп»

Единый рынок помогает странам в развитии бизнеса: снижаются издержки, упрощается логистика и т. д. Если говорить о долгосрочных перспективах, то речь идет о создании общей валюты и финансовой системы, в том числе и единого консолидированного надзора за финансовыми рынками. Опыт ЕС показывает, что это возможно. Но мы должны идти своим путем.
Андрей Мельников
заместитель гене­рального директора Агентства пострахо­ванию вкладов

Любое расширение таможенного пространства облегчает экономическое сотрудничество и интеграцию. Бизнесу, который получает зеленый свет для выхода на соседние рынки, это выгодно. Но нужно помнить о том, что Таможенный кодекс союза был подготовлен в беспрецедентно короткие сроки (для сравнения: Европейскому союзу потребовалось на это 35 лет). Работа была проделана огромная, и ее результат впечатляет, однако многие вопросы (особенно юридические) проработаны, на мой взгляд, еще недостаточно хорошо. Несмотря на то что таможенные законодательства России, Белоруссии и Казахстана во многом схожи, есть у них и серьезные различия. Поэтому на начальном этапе предприниматели, юристы да и сами сотрудники таможенных органов могут столкнуться с некоторыми проблемами, разрешить которые можно будет только в судебном порядке. Ведь фактически в каждой из стран будут одновременно действовать два таможенных законодательства — национальное и союзное.
Михаил Шапиро
генеральный директор «Данфосс» в России

Конечно, нужен. Бизнесу и гражданам вообще удобнее без границ и таможен — меньше барьеров. Правда, уменьшилась норма беспошлинного ввоза товаров для физлиц — с 65 000 рублей до 1500 евро. На мой взгляд, нужно, наоборот, данную норму увеличить в два-три раза, а пошлину за лишний груз снизить.
Вячеслав Бармин
первый заместитель председателя правле­ния КБ «НС Банк»

Объединение усилий и упрощение таможенных процедур должно иметь положительный эффект. Однако окончательной таможенной интеграции должен предшествовать период адаптации таможенных правил и практики к новым реалиям. Союз нужен, но процедура его становления должна быть понятна участникам рынка.
Михаил Стаканов
управляющий пар­тнер консалтин гового объединения «Фактор Групп: налоги, а удит»

Таможенный союз не является необходимым, поскольку выгоды от его создания «компенсируются» введением новых таможенных процедур на переходный период. С одной стороны, отмена таможенных границ призвана стимулировать развитие торговли, экономить бизнесу время и средства, связанные с таможенным оформлением. С другой — межстрановой торговый оборот внутри союза низок — 5—6 процентов от совокупного внешнеторгового оборота стран-участниц. Оформление грузов будет перенесено на внешние границы союза, что может увеличить издержки бизнеса, связанные с различием институциональной среды. Таможенные границы между странами-участницами будут отменены в разное время. Это породит неопределенность финансово-правовых процедур.
Александр Берневе
генеральный дирек­тор ФЦ «Инфина»

Таможенный союз нужен бизнесу он даст предпринимателям возможность уменьшить издержки, возникающие при перемещении товара через границы. Это станет одним из механизмов, позволяющих стимулировать экономики стран — участниц союза, что имеет особое значение с учетом того, что мировой кризис до конца не преодолен. Кроме того, не секрет, что российские таможенные процедуры всегда отличались своей бюрократичностью. А создание единого таможенного пространства, пускай пока что в рамках трех государств, это шаг на пути к европейским стандартам. Говоря о более масштабных вещах, отмечу, что совместный потенциал стран — участниц Таможенного союза весьма значительный. И, выступая вместе на мировом рынке, участники союза смогут занять ключевые позиции по ряду позиций, причем как в сырьевых нишах, так и в наукоемких отраслях.
Георгий Дзагуров
генеральный директор компании Penny Lane Realty

Выход на новые рынки — всегда плюс для бизнеса. Правда, пока остались нерешенные вопросы, но это дело времени. Платформа для такого союза вряд ли полностью подготовлена, предстоят достаточно серьезная шлифовка и согласование нюансов с точки зрения функционирования единой таможенной территории. Есть масса документов, которые необходимо принять. Самое главное, чтобы сейчас проходила открытая дискуссия, прилагались усилия для преодоления сложностей.
Владислав Корочкин
вице-президент «ОПОРА России»

Журнал "Итоги" 12.07.10