Нуждается ли бизнес в Таможенном союзе?
На минувшей неделе Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана стал реальностью. Соответствующее заявление было подписано президентами трех стран на саммите ЕврАзЭС в Астане. Это означает формирование зоны свободной торговли стран — участниц нового союза. Второй шаг — создание единого экономического пространства, а в более отдаленной перспективе — введение единой валюты.
В целом Таможенный союз открывает новые перспективы для большинства компаний стран-участниц. Устранение торговых барьеров позволяет осваивать новые рынки и, возможно, снизит коррупционную составляющую. Одновременно возникают возможности оптимизировать налогообложение. Однако помимо преимуществ Таможенный союз создает проблемы. Так, для автопроизводителей могут ухудшиться условия в силу притока на рынок импортных автомобилей. Может произойти изменение в направлениях грузопотоков. Также усилится конкуренция на рынке продовольственных товаров.
Елена Матросова
директор Центра макроэкономи ческих исследо ваний BDO в России
Все современные управленческие решения «заточены» на увеличение эффективности в логистике, будь то движение информации, товаров, услуг, денег... Поэтому создание Таможенного союза — это однозначно шаг вперед.
Агван Микаелян
генеральный директор компании «ФинЭкспертиза»
Для малого и среднего бизнеса Таможенный союз необходим, он увеличит товарооборот между странами путем упрощения системы растаможки. Сама идея союза — положительное решение и для Белоруссии, и для Казахстана, и для России, но как она будет работать на практике в нашей коррумпированной и изворотливой бюрократической системе, предсказать невозможно.
Игорь Заугольников
член правления ОАО «РОДЭКС Груп»
Единый рынок помогает странам в развитии бизнеса: снижаются издержки, упрощается логистика и т. д. Если говорить о долгосрочных перспективах, то речь идет о создании общей валюты и финансовой системы, в том числе и единого консолидированного надзора за финансовыми рынками. Опыт ЕС показывает, что это возможно. Но мы должны идти своим путем.
Андрей Мельников
заместитель генерального директора Агентства пострахованию вкладов
Любое расширение таможенного пространства облегчает экономическое сотрудничество и интеграцию. Бизнесу, который получает зеленый свет для выхода на соседние рынки, это выгодно. Но нужно помнить о том, что Таможенный кодекс союза был подготовлен в беспрецедентно короткие сроки (для сравнения: Европейскому союзу потребовалось на это 35 лет). Работа была проделана огромная, и ее результат впечатляет, однако многие вопросы (особенно юридические) проработаны, на мой взгляд, еще недостаточно хорошо. Несмотря на то что таможенные законодательства России, Белоруссии и Казахстана во многом схожи, есть у них и серьезные различия. Поэтому на начальном этапе предприниматели, юристы да и сами сотрудники таможенных органов могут столкнуться с некоторыми проблемами, разрешить которые можно будет только в судебном порядке. Ведь фактически в каждой из стран будут одновременно действовать два таможенных законодательства — национальное и союзное.
Михаил Шапиро
генеральный директор «Данфосс» в России
Конечно, нужен. Бизнесу и гражданам вообще удобнее без границ и таможен — меньше барьеров. Правда, уменьшилась норма беспошлинного ввоза товаров для физлиц — с 65 000 рублей до 1500 евро. На мой взгляд, нужно, наоборот, данную норму увеличить в два-три раза, а пошлину за лишний груз снизить.
Вячеслав Бармин
первый заместитель председателя правления КБ «НС Банк»
Объединение усилий и упрощение таможенных процедур должно иметь положительный эффект. Однако окончательной таможенной интеграции должен предшествовать период адаптации таможенных правил и практики к новым реалиям. Союз нужен, но процедура его становления должна быть понятна участникам рынка.
Михаил Стаканов
управляющий партнер консалтин гового объединения «Фактор Групп: налоги, а удит»
Таможенный союз не является необходимым, поскольку выгоды от его создания «компенсируются» введением новых таможенных процедур на переходный период. С одной стороны, отмена таможенных границ призвана стимулировать развитие торговли, экономить бизнесу время и средства, связанные с таможенным оформлением. С другой — межстрановой торговый оборот внутри союза низок — 5—6 процентов от совокупного внешнеторгового оборота стран-участниц. Оформление грузов будет перенесено на внешние границы союза, что может увеличить издержки бизнеса, связанные с различием институциональной среды. Таможенные границы между странами-участницами будут отменены в разное время. Это породит неопределенность финансово-правовых процедур.
Александр Берневе
генеральный директор ФЦ «Инфина»
Таможенный союз нужен бизнесу он даст предпринимателям возможность уменьшить издержки, возникающие при перемещении товара через границы. Это станет одним из механизмов, позволяющих стимулировать экономики стран — участниц союза, что имеет особое значение с учетом того, что мировой кризис до конца не преодолен. Кроме того, не секрет, что российские таможенные процедуры всегда отличались своей бюрократичностью. А создание единого таможенного пространства, пускай пока что в рамках трех государств, это шаг на пути к европейским стандартам. Говоря о более масштабных вещах, отмечу, что совместный потенциал стран — участниц Таможенного союза весьма значительный. И, выступая вместе на мировом рынке, участники союза смогут занять ключевые позиции по ряду позиций, причем как в сырьевых нишах, так и в наукоемких отраслях.
Георгий Дзагуров
генеральный директор компании Penny Lane Realty
Выход на новые рынки — всегда плюс для бизнеса. Правда, пока остались нерешенные вопросы, но это дело времени. Платформа для такого союза вряд ли полностью подготовлена, предстоят достаточно серьезная шлифовка и согласование нюансов с точки зрения функционирования единой таможенной территории. Есть масса документов, которые необходимо принять. Самое главное, чтобы сейчас проходила открытая дискуссия, прилагались усилия для преодоления сложностей.
Владислав Корочкин
вице-президент «ОПОРА России»
Журнал "Итоги" 12.07.10