Они никому не нужны
Экспорт российских автомобилей постоянно снижается
За 11 месяцев 2006 года импорт легковых автомобилей в Россию вырос более чем на треть. В то же время экспорт отечественных машин продолжает стремительно падать. Остаются ли у отечественного автопрома шансы на выживание, выяснили Новые Известия .
По опубликованным в конце прошлой недели данным Федеральной таможенной службы РФ, импорт легковых автомобилей с января по ноябрь прошлого года вырос на 34% . Сумма закупок составила 11,278 млрд. долларов против 6,996 млрд. годом ранее. На этом фоне 621,2 млн. зеленых , вырученных от экспорта авто, выглядят, мягко говоря, несолидно. Впрочем, годом ранее эта сумма была еще меньшей (561 млн.), но легковых авто вывезли тогда 117,1 тыс. штук, а теперь только 111,4 тыс. Это означает, что успеху в денежном выражении наш автопром обязан только тем, что его продукция стала дороже. Что же касается географии российского автоэкспорта, то в дальнее зарубежье было поставлено менее 33 тыс. машин. Все остальное взяли наши бывшие соотечественники. Зато в самой России новых иномарок в прошлом году впервые было продано больше, чем отечественных авто.
Такая статистика на первый взгляд противоречит данным Минпромэнерго, которое утверждает, что рост производства легковых автомобилей в России составил 9,1%, а грузовых 17,1%. Однако противоречия нет. Все дело в том, что увеличился выпуск так называемых российских иномарок . Больше года в РФ действует режим так называемой промышленной сборки, на который охотно идут крупнейшие автопроизводители мира. Подписали подобные соглашения и местные предприятия. К уже действующим в России гигантам, которые собирают у нас популярные иностранные модели, в ближайшие два-три года должны присоединиться Toyota, Volkswagen, Nissan, GM. А не далее как в прошлую пятницу с Минэкономразвития РФ меморандум о строительстве завода в нашей стране подписала Mitsubishi Motors Corp., единственный, кстати, в Японии убыточный автопроизводитель. Речь, скорее всего, пойдет о выпуске внедорожников.
Однако к успехам непосредственно российского автопрома все это отношения, строго говоря, не имеет. Правда, у него теоретически еще есть шанс провести модернизацию до того, как Россия по условиям вступления в ВТО должна будет начать снижение ввозных пошлин. Однако в то, что этот шанс будет использован, многие специалисты не верят. Как рассказал НИ депутат Госдумы, председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, отечественное автомобилестроение находится в очень тяжелом и почти безвыходном положении . Если раньше проблему можно было решить с помощью развития новых технологий, снижения затрат производства, то сейчас шанс уже упущен. Наши машины давно не выдерживают конкуренции с иностранными не только по качеству и безопасности, но и по цене. Особенно теперь, когда стало активно развиваться производство автомобилей в Иране, Индии и Китае , отметил эксперт. В перспективе он не видит в России самостоятельного игрока на авторынке. Нам останется выступать только в качестве младшего партнера зарубежных компаний, сборка иномарок это единственное, что мы можем , считает
г-н Похмелкин.
Впрочем, с ним не вполне согласны другие эксперты, которые уверены, что перспективы у отечественного автопрома есть, поскольку он продолжает активно экспортировать автомобили . Вот только экспорт машин у нас жив в основном благодаря государственным субсидиям. В федеральном бюджете каждый год выделяются деньги на поддержку экспорта в форме государственных гарантий и субсидирования процентных ставок по кредитам. Без этого и 30 тыс. вывезенных за пределы СНГ авто, возможно, были бы недостижимой целью.
Новые известия; 15.01.07