Опошление автопрома
На российском автомобильном рынке небывалое оживление: правительство отменило большинство таможенных пошлин на импортные комплектующие для автомобилей. Тут же сразу три крупных автопроизводителя - Toyota, Volkswagen и Daimler Chrysler- приняли решение о создании в России собственных производств. А на базе АЗЛК уже началась сборка автомобиля Renault Logan. Но представители российского автопрома в трауре: решение об обнулении пошлин может стать для отечественных автомобилей началом конца.
Отвертка или гайка?
Под Калининградом на заводе "Автотор" по конвейеру едут новые серебристые BMW третьей модели. Испытательный трек утюжат грозного вида внедорожники - Hummer. А в просторных цехах поблескивают новенькие корейские Kia, над которыми сосредоточенно колдуют рабочие в аккуратных комбинезонах. С конца 1990-х комплектующие поступают сюда беспошлинно, в силу особых экономических условий Калининградской области. Скептики называют это производство "отверточным", оптимисты же утверждают, что на долю "Автотора" приходится около 30% иномарок, собранных в России за последние два года.
О превращении России в страну "отверточной" сборки заговорили сразу же, как только появились известия о возможной отмене пошлин на комплектующие. В правительстве подчеркивают: пошлины снижаются только для тех, кто будет организовывать в России полноценные производства. Чтобы желающих просто прикручивать колеса к готовому корпусу стало меньше, введено понятие "промышленной сборки": оно включает в себя полный цикл - от монтажа всей "начинки" до сборки и окраски кузова. Мощность таких конвейеров должна составлять не менее 25 тысяч машин в год.
Мало того, правительство заложило в документ еще один важный показатель: через 6 лет 30% комплектующих должны иметь российское происхождение. Гайрат Салимов, аналитик ИК "Тройка-Диалог", считает этот "потолок" слишком низким. "В перспективе Россия должна производить Toyota не только для себя, но и для Восточной и Западной Европы, - говорит Салимов. - Факторы производства в нашей стране значительно дешевле. Здесь ближе материалы и ресурсы, есть рабочая сила и очень хорошее соотношение ее стоимости и квалификации".
Отечественного производителя это не утешает. "У нас 10 миллионов рабочих по России! Теперь комплектующие с нулевыми пошлинами пойдут к нам, и наши заводы окажутся на грани остановки!" - в сердцах отреагировали на звонок корреспондента "МН" в пресс-службе "АвтоВАЗа". Такая реакция объяснима: еще вчера пошлины на автокомпоненты составляли до 20% от их стоимости, и отечественный производитель был худо-бедно защищен. Теперь большинство комплектующих для сборки (двигатели, коробки передач, кузова - всего 61 позиция) будут ввозиться беспошлинно. Таким образом, пал последний барьер, который сдерживал приход в Россию больших автомобильных корпораций.
Паровоз для отстающих
В компании "Северсталь-авто" не скрывают, что именно она пролоббировала нынешнюю меру, еще летом подав заявку на обнуление пошлин в комиссию при Минэкономразвития. В компании провели расчеты и выяснили: импортировать готовые машины в Россию выгоднее, чем создавать в стране новые производства. "После присоединения России к ВТО пошлины на ввозимые готовые автомобили начнут снижаться, - говорит Вадим Швецов, гендиректор ОАО "Северсталь-авто". - А значит, прямой импорт станет еще выгоднее. Мы посчитали, что до этого момента очень важно создать условия, которые бы сделали производство иномарок внутри страны более привлекательным, чем импорт".
Евгений Левичев, президент Объединения автопроизводителей России, считает решение правительства об обнулении пошлин очередной ошибкой. "Ни в одной стране, которая развивала свою автомобильную промышленность, таких решений не принимали, - говорит он. - И эта ошибка уже не первая: в свое время мы снизили ввозную пошлину на автомобили с 40% до 25%. И таким образом стимулировали не инвестиционные процессы, а простой импорт. Теперь пытаемся исправить ситуацию другой ошибкой".
Левичев считает, что у российского автопрома есть все составляющие для успеха. "Почему мы не можем быть первыми в производстве автомобилей? У нас есть для этого всё - металл, сырьевые ресурсы, прекрасные инженеры и рабочие. ВАЗ производит 700 тысяч автомобилей в год, и все продает. "Газели" ругают, но все население перевозится на них. И автобусы, на которых мы с вами ездим, чаще всего нашего производства".
"Мы не должны пытаться быть лучшими во всем, - оппонирует ему Гайрат Салимов. - Пора наконец признать, что у нас есть свои слабые стороны. Так может, принять это и наконец реформироваться?"
Так или иначе, до России добралась глобализация, происходящая сегодня в мировом автомобилестроении. За полвека из 52 независимых автокорпораций осталось 12. Именно автомобильная промышленность не раз становилась локомотивом, который вытягивал государства (Чехию, Венгрию, Польшу, Румынию, Малайзию, Индонезию) из экономической депрессии. Приходя в очередную страну, многонациональные автомобилестроительные корпорации привлекают прямые инвестиции в реальный сектор экономики. А одно рабочее место на автомобильном заводе одновременно дает 8 - 10 - в смежных секторах.
Больной скорее жив
Конечно, можно сопротивляться рынку и дальше. Но свежая статистика свидетельствует: в прошлом году в России объем продаж иномарок в стоимостном выражении впервые превысил объем продаж отечественных автомобилей. А за два последних года импорт новых иномарок в Россию увеличился в 3 раза. "Потребитель явно голосует за более качественные и современные автомобили, - говорит Вадим Швецов. - Поэтому выбор перед правительством был простой: или смириться с тем, что потребности населения будут удовлетворены за счет прямого импорта и все деньги вернутся обратно за границу, или создать условия, чтобы современные автомобили производились у нас, появлялись рабочие места, а деньги оставались в стране".
Окончательная гибель отечественному автопрому не грозит. Причина - невысокий уровень доходов населения. Среди новых машин самым большим спросом пользуются те, что не дороже 10 тысяч долларов. У западных производителей просто нет возможностей полностью удовлетворить спрос на машины эконом-класса. А значит, у российской продукции конкурентов не так уж много.
"Для нашего потребителя, не избалованного качеством бензина, дорог и сервиса, отечественный автомобиль будет по-прежнему привлекателен, - сказал корреспонденту "МН" один из менеджеров ЗАО "Автотор". - Особенно в российской глубинке. Запчасти для него гораздо дешевле, мелкий ремонт можно выполнить у себя в гараже. Главное, чтобы наш автомобиль был конкурентным по цене: она должна быть как минимум вполовину ниже, чем у иномарок".
Между прочим, российский производитель сможет воспользоваться отменой пошлин точно так же, как иностранный, и использовать импортные комплектующие для разработки новых автомобилей. Тогда, может быть, произойдет чудо, и потребитель, садясь в новую отечественную машину, будет вспоминать родной автопром добрым словом.
МК 22.04.05