04.04.05

Останется только прикрутить колеса

Правительство 1 апреля опубликовано постановление от 29.03.05 166 О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки , подписанное премьером Михаилом Фрадковым 29 марта. Согласно этому документу импортные пошлины на детали автомобилей либо снижаются, либо вовсе отменяются. Пункт, предписывающий предоставлять льготы инвесторам, вступит в силу с 15 апреля. А пока, говорится в постановлении, Минэкономразвития, Минпромэнерго и Минфин должны утвердить порядок, определяющий понятие промышленная сборка и условия применения этого понятия при ввозе автокомпонентов (см. Время новостей от 29 марта). Собеседник газеты, знакомый с ходом согласования этого порядка, уверяет, что до 15 апреля критерии для предоставления льгот уже должны быть одобрены Минюстом.

Однако правительство не смогло удержаться от протекционизма и ввело ограничение: новые ставки ввозных таможенных пошлин будут действовать только в этом году. Источник в Белом доме пояснил Времени новостей , что срок действия льгот на пошлины -- девять месяцев -- не означает, что правительство неспособно гарантировать иностранным инвесторам стабильных и прогнозируемых условий для ведения бизнеса на территории России . По его словам, это традиционная практика при внесении изменений в Таможенный кодекс. У России есть обязательства, согласно которым она в течение этого времени должна проинформировать и согласовать изменения со странами Таможенного союза. Он не сомневается, что новые ставки будут автоматически пролонгированы, поскольку на практике не было ни одного случая возврата к прежним условиям ввоза.

Уже согласовано, говорит чиновник, что инвестор, проект которого соответствует понятию промсборка , сможет ввозить готовые кузова лишь в течение 18 месяцев (затем он сможет только импортировать их части). Беспошлинно можно будет ввозить двигатели, мосты, насосы, глушители, сиденья и т.д. А для сборки легковых и коммерческих авто еще и шасси. На ряд компонентов пошлина будет снижена с 12--15% до 3--5% и составит от 3 до 20 евро за позицию. Останется только прикрутить колеса , -- иронизируют отечественные производители, указывая, что постановление правительства не предусматривает беспошлинный ввоз колес для сборки иномарок.

Кроме того, согласовано, что инвестор получит льготы лишь в том случае, если обязуется собирать в России не менее 25 тыс. иномарок в год. При этом никаких границ по объему инвестиций в сборку не предусмотрено (ранее различные источники предполагали, что в качестве критерия для определения промышленной сборки предлагается записать обязательство инвестировать в производство не менее 200 млн долларов).

В профильных министерствах пока нет единства лишь по одному вопросу, говорит источник в правительстве, -- по объему импорта автокомпонентов. Как известно, отечественные производители, опасаясь, что ввозить детали станет выгоднее, чем производить их внутри страны, требовали от чиновников заставить иностранцев впоследствии сократить объем импорта деталей до 50%. Однако, как пояснил чиновник, сейчас обсуждается три варианта: первый -- через три с половиной года с момента старта проекта довести объем российских компонентов до 10% от стоимости машины, второй -- увеличить его до 20% на пятый год сборки, третий -- увеличить в течение трех с половиной лет до 10%, а еще через три года -- до 20%. Впрочем, источник утверждает, что еще не утратило силу постановление правительства от 1998 года, согласно которому на седьмой год соотношение российских и импортных деталей в автомобиле должно сравняться. Впрочем, обсуждаемые варианты относятся к новым проектам по сборке автомобилей, как их применять к уже существующим, пока неизвестно.

Яна ГОДОВАНАЯ
Время новостей 04.04.05