29.08.12

Осторожно: государственная граница!

Летом на ней просто ад, но и в другое время года, если не повезёт, тоже можно потратить до трёх часов

Последние годы я часто пересекаю российско-украинскую границу. Езжу отдыхать во Львов и Одессу. Встречаюсь с друзьями в Киеве. Заезжаю в харьковские библиотеки по вопросам подготовки кандидатской. Посещаю фестивали в Керчи и Коктебеле.

И у меня, как и у абсолютного большинства тех, кто едет на Украину автотранспортом, возникает одна очень серьёзная проблема под названием «российско-украинская граница». Летом на ней просто ад, но и в другое время года, если не повезёт, тоже можно потратить до трёх часов.

У российско-украинской границы есть одна особенность - с обеих сторон на ней (и, что самое главное, НАД ней) работают люди, которые вот уже много лет то ли не хотят, то ли не могут нормально организовать её функционирование. В первом случае они плюют на свою работу - и тогда их надо гнать с этой работы взашей. Во втором случае они непрофессионалы - и их тем более надо гнать.

Во избежание обвинения в разжигании ненависти к какой бы то ни было социальной группе хочу отдельно чётко пояснить: среди пограничников и таможенников, которые работают на границе, много честных и добросовестных людей, которые целиком отдают себя работе и делают всё, чтобы облегчить процедуру пересечения для простых граждан. Но нельзя забывать и о некоторых пограничниках, многие из которых порой стучат по клавиатуре одним пальцем - по-другому не умеют. И об отдельных таможенниках, которые круглосуточно бдят, чтобы я не привёз на родину чего лишнего и не увёз того, что нам самим надо. И, конечно, о тех отдельных Небожителях, которые сидят в высоких кабинетах где-нибудь на Крещатике или, скажем, на Краснопресненской набережной и принимают Важные Управленческие Решения.

В канцелярии Небожителей поступают обращения граждан, отчего-то недовольных очередями на границе. Эти обращения в установленном законом порядке (sic!) регистрируются и, конечно же, согласно действующему законодательству перенаправляются в соответствующие структуры. Соответствующие структуры (в нашем случае - пограничное управление и таможня) в соответствии с заготовленными шаблонами пишут гражданам ответы: «в целях повышения качества обслуживания граждан… в силу объективных причин… бла-бла-бла», далее следует пара десятков штампов и канцеляризмов, а в конце - заверения, что в обозримом будущем терминалов станет больше, и всем нам наступит счастье.

Но счастье почему-то не наступает. Да, белгородцам разрешили пересекать границу в Журавлёвке (и попутно превратили в адскую муку попытки журавлёвцев добраться вечером домой). Да, теперь я могу не заполнять миграционную карточку при поездке в Харьков или другой соседний регион (целых полторы минуты экономии, между прочим!). Да, в пересекающих границу туристических автобусах на российской стороне перестали собирать по сто рублей с каждого пассажира «в целях ускорения процедуры пересечения границы» (на украинской, как передают ездившие в Крым люди, всё по-прежнему!). Да, на «Бел.Ру» появился онлайн-проект, позволяющий отслеживать ситуацию на границе хотя бы со стороны России. Но счастья всё равно нет.

Счастья нет и не будет. И винить тут вроде бы некого. Спросите наших таможенников - они в очередях и бардаке точно не виноваты: на работе чуть ли не живут, белого света не видят. Спросите российских пограничников - они бы и рады побольше полос на Нехотеевке открыть, да вот только несговорчивые украинские коллеги навстречу не идут и свои полосы отчего-то не открывают. Спросите украинских погранцов и таможенников - «не для печати» они расскажут много нехорошего про своих российских коллег. Спросите наших законотворцев - в прошлом году депутаты областной Думы самолично выезжали на границу, чтобы следить за порядком и красотой. И, что интересно, во время их пребывания на границе и впрямь не было серьёзных проблем. Наконец, спросите разных чиновников федерального уровня - они с радостью расскажут вам про интеграционные процессы и светлое будущее Нехотеевки, Гоптовки и чего-то там ещё.

К слову, региональные власти в своих оценках скорее склонны солидаризироваться с нашими согражданами. Рискну навлечь на себя обвинения в предвыборном пиаре, но всё же процитирую прошлогоднее заявление главы региона: «Ситуация на границе абсолютно не меняется в лучшую сторону, она уже на грани социального взрыва. На пунктах пропуска люди стоят по 12 часов, выстраиваются километровые очереди. Как это ни прискорбно, но мы исчерпали ресурс своего влияния. <...> Пусть в регион приедет специальная комиссия, чтобы на месте во всём разобраться и принять меры. Надо строить ещё десять пунктов пропуска - пусть строят. Но так издеваться над людьми, унижать их - непозволительно». Или вот: «Я вчера не выдержал, позвонил коллеге в Ленинградскую область. Там в пиковые дни проезжает 18-20 тысяч человек в сутки, пост рассчитан на пропуск 4,5 тысячи, и стоят там не более часа. А наш рассчитан на 11 тысяч. Значит, это просто такая квалифицированная работа пограничников. Вы где служите? Для какого народа? Который завтра сметёт всю границу вместе с вами и в целом с властью?».

Может быть, все эти люди, работающие на границе, хотя бы эффективно отстаивают экономические интересы нашей многострадальной родины? До отмены дешёвых прямых электричек Белгород - Харьков любой желающий имел возможность инкогнито совершить с белгородскими челноками трехчасовую экскурсию в 90-е годы, купив в пригородной кассе билетик до Харькова. И он бы увидел, как кряжистые женщины с увесистыми баулами и габаритами Натальи Крачковской бесцеремонно распихивают под сидениями остальных пассажиров десятки и сотни коробок со сгущёнкой, колбасным сыром и прочими товарами народного потребления. В этой системе координат все знают всех: полицейский из линейного отдела равнодушно скользит взглядом по коробкам, машинист электропоезда весело шутит по громкой связи «Граждане контрабандисты, следующая остановка - Крым!», а неподкупный сотрудник белгородской таможни, проходя по вагону, кивает «коммерсантам» как давним знакомым. Почти два года назад, как передает «Бел.Ру», директор департамента организации таможенного контроля и работы таможенных посредников таможенной службы Украины Андрей Сербайло отмечал: «Мы стремимся к тому, чтобы граница нас перестала разъединять, пересечение границы для граждан наших государств должно осуществляться просто, комфортно, культурно».

Эта фраза, как и большая часть прочих заверений ответственных за границу лиц, - типичный случай так называемого вранья. Потому что никакого серьёзного стремления (за исключением отдельных шагов, многие из которых, по моему скромному мнению, носят декоративно-имитативный характер) ни российская, ни украинская стороны до настоящего времени нам не продемонстрировали. Потому что любая структура, имеющая отношение к границе, может назвать вам с десяток объективных (кто бы сомневался!) причин творящегося безобразия и сказать, что кто-кто, а белгородские таможенники (украинские пограничники, сотрудники Росграницы, чиновники ГТС Украины - нужное подчеркнуть) в чудовищных заторах на границе не виноваты. Но так не бывает, чтобы в какой-то сфере всё было плохо и никто при этом не был виноват. Просто коллективная безответственность и круговая порука - это крайне удобная стратегия поведения, которую сознательно выбрали люди, живущие на наши с вами налоги.

А что же мы? А мы по-прежнему часами стоим в очередях в раскалённых салонах машин и автобусов. Всё так же клянём всех причастных к границе в уютных блогах. Как обычно, встречаем хмурый неприветливый взгляд пограничника, который берёт в руки наш паспорт (к слову, в Великобритании или Германии пограничник обязательно говорит возвращающимся из поездки соотечественникам «Добро пожаловать домой!») и вбивает наши данные в компьютер. И виной всему не только (а может, и не столько) чужая бездеятельность и некомпетентность, но и наше собственное безразличие. К самим себе.

Терпение, ещё раз терпение. Следующее поколение наших соотечественников будет пересекать границу за несколько минут.

Белгородские известия