18.01.12

Откроют дверь в границе

Из года в год на российской границе растет пассажиро- и грузопоток, сейчас он достигает 110 млн человек и 17 млн транспортных средств. Увеличиваются и суммы, направляемые государством на реконструкцию, строительство и оснащение новых пунктов пропуска, - от почти 4 млрд руб. в 2009 году до 11 с лишним млрд в 2011-м. При этом картина на подъезде к границе удивительным образом практически не меняется и представляет собой скопление десятков, а то и сотен автомобилей.

Чтобы наконец-то исчезли пробки, из-за которых участники ВЭД несут немалые потери, государство намерено привлекать средства из внебюджетных источников. Федеральной целевой программой "Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)", концепция которой утверждена правительством в конце 2011 года, предусмотрена возможность для частных инвесторов участвовать в строительстве и оснащении пунктов пропуска, а также безвозмездно передавать для работы контрольных служб собственные помещения. С этой целью были внесены изменения в ч. 2 ст. 12 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации". Причем законом закреплена уже существующая практика внебюджетных капиталовложений: так, был построен Морской фасад Санкт-Петербурга и вот недавно - терминал А в столичном аэропорту Шереметьево.

"Привлечение частных инвесторов - это новая прогрессивная форма отношений в закрытой прежде сфере обустройства государственной границы. Хорошая тенденция, и она бизнесом только приветствуется, - сообщил "РБГ" советник президента Ассоциации российских экспедиторов, член общественного совета при Росгранице Евгений Судаков. - Возведение пунктов пропуска требует значительных инвестиций и поэтому интересно крупным рыночным игрокам, тем не менее не исключаю, что мелкие и средние предприниматели тоже заинтересуются предложением государства. Может, кто-то захочет объединить ресурсы, кто-то - взять кредит, а кто-то - поучаствовать в тендере собственными средствами - все зависит от того, какие "правила игры" предложит Росграница, будут ли проводиться открытые тендеры".

Пока, согласно правилам, построенные пункты пропуска или их отдельные сегменты инвестор обязан передать Росгранице на безвозмездной основе, то есть даром. Какой же смысл участвовать в подобном государственно-частном партнерстве? Оказывается, некоторый резон все-таки есть.

Нетрудно предположить, что, например, морской порт кровно заинтересован в увеличении перевалки грузов и для развития ему необходим пункт пропуска. Представим даже, что его строительство уже предусмотрено ФЦП. Но государственная машина неповоротлива, бюджетные инвестиции связаны с длительными и громоздкими процедурами согласования, доведения лимитов, размещения госзаказа на проектирование, затем на строительно-монтажные работы, затем на техническое оснащение и т.д. Кто и как будет строить, от портовика тоже особо не зависит. А теперь он имеет возможность при желании самостоятельно построить пункт пропуска в соответствии с установленными требованиями и передать его на баланс Росграницы. Для портовика прямая выгода - увеличение грузооборота окупит затраченные средства, и еще он получит за самостоятельность "пряник" от государства в виде освобождения от НДС (соответствующие поправки уже внесены в Налоговый кодекс).

Аэропорты, например, могут передать для работы государственных контрольных служб часть помещений в отстроенных сооружениях, опять же соответствующих требованиям Росграницы. Налоговые послабления в этом случае тоже действуют.

Будет ли интересен этот проект более мелким инвесторам? "Об инвестициях малого бизнеса речь вряд ли может идти, поскольку объем капиталовложений слишком велик, - сообщил "РБГ" председатель комитета экономики "ОПОРЫ России" Алексей Каневский. - А среднему бизнесу это, может, и интересно, но что-то мне подсказывает, что он будет отстранен от участия в тендере. Результаты проведенных московских тендеров показывают, что их всегда выигрывают крупные сетевые компании".

Однако задача государства - не просто обустроить погранпереходы, а сделать пересечение границы быстрым и необременительным. А этого не получится, даже если крупный или средний бизнес построит десятки красивых и комфортных зданий. Пункты пропуска должны работать по новым технологиям, которые позволят существенно сократить время, затрачиваемое на контрольные процедуры. Только тогда грузовики и легковушки не будут "куковать" на подъезде к погранпереходам часами, а порой и сутками.

"Фильтр, который свободно пропускает воду, но задерживает вредные микрочастицы. Вот какой должна быть современная граница" - такое меткое определение дал глава администрации президента РФ Сергей Иванов на расширенном заседании коллегии Росграницы.

Как же должен выглядеть подобный фильтр? Мировой опыт показывает, что можно обеспечить пропуск одного человека за 3 секунды, одного грузовика - за 8. Этот результат выдает созданная в Гонконге автоматизированная система пропуска, установленная на пограничном с Малайзией АПП. При въезде считывающие рамки фиксируют номера и тип транспортного средства - и вот первая информация для контроля внесена в программу, а пока система сверяет ее с данными предварительного информирования и другими базами данных, автомобиль проезжает по весовому оборудованию, которое передает в систему "свои" показатели. Водитель, не выходя из кабины, протягивает руку и прикладывает к сканирующему устройству документ, полученные данные моментально "разлетаются" по информационным базам контролирующих органов. Не обнаружив никаких угроз, система сама принимает решение о пропуске, и транспортное средство спокойно пересекает границу. Автоматизирован каждый шаг, никакого личного общения с инспекторами, никаких "ручных" записей и, соответственно, никакой коррупции.

Становится очевидным: российский бизнес будет нести потери от вынужденных простоев на границе до тех пор, пока пункты пропуска не будут оснащены современным высокотехнологичным оборудованием, позволяющим одновременно купировать угрозы (терроризм, незаконная миграция, промышленная контрабанда) и не создавать препятствий для основного трафика. А потери эти внушительны: например, для российских международных автомобильных перевозчиков они оцениваются в круглую сумму порядка 5,5 млрд руб. в год.

"Все участники ВЭД заинтересованы в ускорении пропуска через границу, так как на период вынужденных простоев из оборота фактически вынимаются большие денежные средства, - говорит Евгений Судаков. - Чтобы интенсифицировать внедрение инновационных технологий, полагаю, что полномочия Росграницы должны быть расширены в плане интеграции действий всех ведомств, осуществляющих контрольные процедуры на пунктах пропуска, включая ФТС и погранслужбу, чтобы все они работали в тандеме. Это безусловно ускорит темпы работ".

А пока изменения идут медленно, со скрипом. Государство обещает, что из всех контрольных служб бизнесу теперь придется иметь дело только с пограничниками и таможенниками. Это так называемый принцип "одного окна", но реально говорить о его внедрении можно будет только тогда, когда он начнет действовать на всех пунктах пропуска по единой структурной схеме, пока же это пилотный проект. Уже не первый год ломаются копья по поводу создания Межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системы (МИАИС), а воз и ныне там. "Только МИАИС позволит нам в режиме реального времени управлять пассажиро- и грузопотоками", - признал Сергей Иванов.

Также государство намерено создавать специализированные пункты пропуска на разных участках границы с учетом наиболее востребованных грузо- и пассажиропотоков. Планируется достаточно много высокотехнологичного оснащения: возможно, появится новое весовое оборудование, видеорегистрация номеров, считывающие устройства для паспортов, ускоренное сканирование.

Хотя рассчитывать на быстрое внедрение всего перечисленного, к сожалению, не приходится, эксперты полагают, что даже частичная модернизация могла бы существенно улучшить ситуацию. Ведь, по их расчетам, при сокращении времени оформления грузов на 5 минут пропускная способность пункта пропуска увеличивается на 25%.

Российская газета