Параллельный импорт может стать лазейкой для мошенников
Российские маркетплейсы начали продавать товары, ввезенные в страну по процедуре параллельного импорта без согласия производителя. По словам экспертов, самое главное в нынешних условиях - пресечь торговлю контрафактом: в отсутствие официальных представительств компаний-производителей отличить официальную продукцию от подделок будет проблематично.
Государство легализовало параллельный импорт 6 мая. Эта мера коснулась в основном брендов компаний, которые приостановили работу в России. Согласно приказу минпромторга ввозить без согласия правообладателей можно более 50 категорий товаров, среди них телефоны, компьютеры, бытовая техника, одежда, обувь, парфюмерия, автомобильные комплектующие. Для компаний, которые захотят вернуться в Россию, есть возможность восстановления правовой защиты.
В Ozon отмечают, что параллельный импорт позволит обеспечить необходимый для потребителей ассортимент. При этом маркетплейс намерен обеспечить продажу только качественных товаров. "В случае получения претензий от правообладателей интеллектуальной собственности продавцам потребуется подтвердить оригинальность происхождения товаров. Если подтверждения оригинальности товара не будет, он будет скрыт из продажи, что поможет избежать реализации подделок", - сообщили "РГ" в пресс-службе компании, добавив, что механизм параллельного импорта - новый для российского рынка, поэтому маркетплейс намерен разъяснять продавцам механизмы верификации товаров.
Об аналогичных подходах к работе с параллельным импортом говорят и в "Яндекс.Маркете". Там заявили, что будут предварительно запрашивать документы, подтверждающие происхождение товара. "При заключении договора с маркетплейсом продавцы гарантируют, что их товары соответствуют всем требованиям российского законодательства и законно введены в оборот. Этот подход актуален и для параллельного импорта. Если партнер не может подтвердить подлинность товаров, то такие товары не будут продаваться на "Яндекс.Маркете", - заверили в компании.
В Wildberries не смогли оперативно ответить на вопросы "РГ".
У маркетплейсов существуют различные бизнес-модели. В ряде случаев площадка даже не видит продаваемый через нее товар, так как он хранится на складе продавца и доставляется его же силами. Оперировать маркетплейсу приходится только электронными версиями документов.
В I квартале 2022 года таможенники выявили 4,6 млн единиц контрафактных товаров. Потенциальный ущерб правообладателям оценили в 870 млн рублей, сообщили "РГ" в Федеральной таможенной службе.
Маркетплейсы обещают отслеживать происхождение товаров, ввезенных по процедуре параллельного импорта
Для защиты прав владельцев торговых марок используется таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). В 2022 году в ТРОИС было включено 109 новых объектов, сейчас общее количество зарегистрированных объектов составляет 5857, пояснили в ФТС. Именно при помощи ТРОИС правообладатели получали информацию о попытке ввоза нелегальной партии продукции и могли пресечь ее, добившись конфискации, уничтожения и штрафа для нарушителей в размере до 5 млн руб.
В условиях отсутствия на рынке компаний-правообладателей отличить подделки от официальной продукции будет невозможно, считает гендиректор INFOLine Иван Федяков. "Я бы не стал говорить о том, что в Россию вновь придет продукция Abibas или Panasoanic, это все-таки наследие дефицита. Но то, что у нас вновь появится выбор из 50 оттенков серого, это безусловно. Будут откровенные подделки, будут и вполне приличные образцы продукции, выпущенные, условно, на той же фабрике, что и брендовые, но в ночную смену", - считает Федяков.
В январе - марте 2022 года таможенники выявили 4,6 млн единиц контрафакта. Потенциальный ущерб правообладателям ФТС оценила в 870 млн рублей
Если маркетплейс работает не по модели выкупа товаров, как это делают офлайн-ретейлеры, а берет их на реализацию, то на начальном этапе будет очень сложно понять, является ли продукция качественной, считает Ольга Сумишевская, партнер консалтинговой компании OneStory, сооснователь сервиса Skolkovo NextGen. "Выходом может стать легализация товаров в той стране, откуда они поступают в рамках параллельного импорта, это позволит обеспечить ввоз качественной продукции", - сообщила Сумишевская.
Реализация товаров, ввезенных по процедуре параллельного импорта, может создать для маркетплейсов и другие проблемы, считает Федяков. "Параллельный импорт - это разрешение продавать контрафакт. Но важно понимать, что это разрешение внутри страны. И если мелким интернет-магазинам это все равно, то крупным игрокам, таким как Ozon, придется выбирать: либо торговать только легальными по мировым меркам товарами, либо допускать контрафакт, ввезенный без согласия производителя, и закрыть себе фактически навсегда работу на международных биржах, привлечение средств и тому подобные вещи", - считает эксперт.