16.08.07

Перемены на пользу дела

С 1 августа Татарская транспортная прокуратура работает в новом режиме. В числе 16 транспортных прокуратур, действующих преимущественно на территории ПФО, она теперь входит в состав Приволжской транспортной прокуратуры, которая образована приказом Генерального прокурора РФ Юрия Чайки и располагается в Нижнем Новгороде.

Чем вызваны перемены, насколько это увеличит ресурс прокурорского надзора на транспорте? Об этом шла речь на недавнем совещании транспортных прокуроров в Нижнем Новгороде, которое провел приволжский транспортный прокурор, государственный советник юстиции третьего класса Сергей Белов.

Напомним, что в Татарстане транспортная прокуратура (сейчас ее возглавляет старший советник юстиции Рафкат Уразбаев) функционирует уже более 30 лет. Она осуществляет надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и внутреннего водного транспорта, а также в таможенной сфере. Кроме того, она расследует уголовные дела, совершенные на поднадзорных объектах, и осуществляет надзор за тем, как расследуют такие дела транспортная милиция и таможенные органы, поддерживает по ним государственное обвинение в судах. Ее задачей также является координация деятельности правоохранительных органов на транспорте и таможенных органов в сфере борьбы с преступностью.

До 2001 года транспортные прокуратуры подчинялись вышестоящим транспортным прокуратурам, на территории которых располагались головные ведомственные организации транспорта. Например, Татарская транспортная прокуратура подчинялась Волго-Вятской транспортной прокуратуре в городе Горьком (ныне Нижний Новгород). Затем произошла перестройка всей системы, в результате чего транспортные прокуратуры были подчинены прокуратурам субъектов Российском Федерации. Татарская транспортная прокуратура вошла в структуру Прокуратуры Республики Татарстан.

Это обстоятельство, напомнил на совещании Сергей Белов, положительно сказалось на деятельности некоторых прокуратур, в частности Татарской транспортной. Но практика дала и немало примеров иного рода. В итоге руководство Генеральной прокуратуры России небезосновательно посчитало, что надзор за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере следует сосредоточить в руках транспортных прокуроров, а организационное построение системы транспортных прокуратур не должно быть связано непосредственно с административно-территориальным делением страны, конкретными субъектами Федерации.

Создание Приволжской транспортной прокуратуры обусловлено необходимостью повышения эффективности надзора за таможенными органами, а также за железнодорожным, воздушным и внутренним водным транспортом, подчеркнул Сергей Белов. Сегодня этот многофункциональный орган надзора за исполнением законов имеет правовую и организационно-распорядительную базу, подготовленные кадры, материально-технические и иные условия для того, чтобы результативно исполнять все возложенные на него функции. В своей деятельности Приволжская транспортная прокуратура наибольшее внимание будет уделять соблюдению прав и свобод человека и гражданина, безопасности перевозок на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, эффективности таможенного контроля, но в то же время не останутся без внимания и другие сферы надзора.

Республика Татарстан (Казань) ; 16.08.2007