Перевозчиков взяли под конвой
Белорусская таможня на литовской границе стала назначать платное таможенное сопровождение для всех без исключения грузовых автомобилей, следующих из Калининградской области. Для грузоотправителей это обернется повышением цен на перевозки.
Как сообщил Гудку заместитель директора департамента государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского транспорта Минтранса РФ Александр Шерстнев, нововведение стало действовать с минувшей пятницы, в результате чего на белорусско-литовской границе скопилось около 400 машин. Ожидание таможенного сопровождения длилось от восьми часов до двух суток.
По информации пресс-секретаря Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Антонины Камчатовой, АСМАП обратилась по этому поводу к заместителю министра транспорта Евгению Москвичеву. Тот в свою очередь проинформировал находящегося в Москве в составе официальной делегации заместителя министра транспорта и коммуникации Белоруссии Евгения Лиховца. В результате белорусские таможенники прекратили назначать таможенное сопровождение для автомобилей со знаком TIR (знак гарантии Международного страхового пула). К таким автомобилям обычно применяется упрощенная таможенная процедура при международном транзитном сообщении.
Но, как сообщили Гудку в калининградской экспедиторской компании Меридиан , ситуация с пятницы не изменилась: вчера утром машины все еще ставились под конвой. Стоимость этой принудительной услуги от $210 до $260. Кроме того, таможенные процедуры привели к скоплению более трехсот грузовиков на смоленской таможне, что связано с необходимостью снятия таможенного сопровождения.
По информации председателя Калининградского регионального совета автоперевозчиков АСМАП Леонида Степанюка, с начала января белорусские таможенники назначали таможенное сопровождение машинам, водители которых не могли предъявить сертификата о том, что перевозимые товары произведены на территории особой экономической зоны в Калининградской области. С пятницы под конвой стали ставить все машины независимо от наличия сертификата. По мнению Леонида Степанюка, перевозчики стали заранее обзаводиться сертификатами. Представитель АСМАП высказал мнение, что таким образом белорусская сторона пытается вернуть в казну деньги, упущенные в результате отмены таможенных платежей на транзитную нефть.
Ранее таможенное сопровождение назначалось, только если таможенные платежи превышали $50 тыс. Потом его стали устанавливать для машин, перевозящих подакцизную продукцию. А в пятницу эта мера распространилась на весь транспорт , заявил Александр Шерстнев. То, что белорусские таможенники оставили в покое автомобили со знаком TIR, не лучший выход из ситуации. Мы все время шли по пути упрощения транзита, а теперь вынуждены загонять калининградских перевозчиков в систему TIR. Она эффективна, но дает значительную финансовую нагрузку на транспортные предприятия , говорит представитель Минтранса. Таким образом, перевозки из Калининградской области мы приравняли к перевозкам из Польши и Литвы , добавил он.
Начальник пресс-службы белорусского Государственного таможенного комитета Владимир Пехтерев ограничился заявлением, что никакого изменения законодательства, касающегося таможенного сопровождения грузов, не было. По его словам, согласно Таможенному кодексу Белоруссии сопровождение может назначаться в любом случае, если имеются основания полагать, что перевозчик может нарушить законодательство.
По мнению представителя калининградской экспедиторской компании Стар-Тэк Андрея Стребкова, расходы на таможенное сопровождение лягут на грузоотправителей. По его словам, в течение текущего месяца грузоотправители будут изучать ситуацию и решать, какими способами им лучше отправлять груз. Возможно, часть грузов уйдет на паромы, предположил Андрей Стребков.
Денис ВИКСНЕ
Гудок 16.01.2007