09.11.07

Перспективный альянс

Успешное сотрудничество Федеральной таможенной службы и Ассоциации международных автомобильных перевозчиков способствует развитию международных автоперевозок и росту внешнеторгового оборота между Россией и зарубежными странами.

Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) была создана в 1974 году по специальному Постановлению Совета Министров СССР, и сразу после этого Министерство иностранных дел оформило присоединение СССР к Таможенной Конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (ТIR.).

Разработанная и принятая правительствами 67 стран Таможенная Конвенция МДП является одним из важнейших соглашений для автомобильного транспорта, так как позволяет ему реализовать преимущества перед другими видами транспорта в скорости доставки груза «от двери до двери» без перегрузок и обеспечить высокую степень сохранности товара при его транспортировке. Присоединение нашей страны к этому международному соглашению более 30 лет назад позволило существенно повысить конкурентоспособность отечественных перевозчиков.

В соответствии с международной практикой АСМАП является национальным гарантийным объединением по Конвенции МДП и пользуется немалым (и вполне заслуженным) авторитетом на мировой арене. АСМАП по праву считается одним из старейших и самых крупных профессиональных объединений в нашей стране, является членом Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ), Международной Федерации экспедиторских ассоциаций, Ассоциации экспедиторов России, Торгово-промышленной палаты России, Международной торговой палаты, Российского союза промышленников и предпринимателей РСПП и других организаций, представляет интересы российских перевозчиков в рабочих органах по транспорту Европейской экономической комиссии ООН. Министерство транспорта РФ делегировало Ассоциации полномочия по выдаче разрешений на перевозку в международном сообщении пассажиров и грузов.

Ассоциация объединяет и обслуживает около 3 000 российских автопредприятий и предпринимателей. Международные перевозчики обеспечивают более четверти внешнеторгового оборота страны. Сегодня АСМАП - это более 27 тысяч грузовиков, 155 тысяч рабочих мест, четверть миллиарда долларов ежегодных отчислений в бюджет.

Но путь к этим показателям был долгим. После распада СССР, когда «железный занавес» рухнул и границы были «распахнуты» настежь, в сферу международных перевозок хлынул бурный поток предприятий и предпринимателей, начался стремительный прирост объемов внешней торговли. В результате образования новых суверенных государств границы Российской Федерации со странами СНГ и Балтии в начале 90-х оказались необустроенны-ми, что серьезно затрудняло выполнение международных автоперевозок.


Благодаря неимоверным усилиям таможни и пограничной службы в короткие сроки были открыты автомобильные пункты пропуска на новых участках государственной границы Российской Федерации, набран и обучен персонал, перед которым поставлены принципиально новые задачи в новых рыночных условиях. За полтора десятка лет руководством таможенной службы была проведена огромная работа по таможенному обеспечению постоянно возрастающего объема товарооборота внешней торговли.

Начиная с момента становления российской таможенной службы в 90-е годы, АСМАП принимала активное участие и всегда оказывала поддержку ГТК (ФТС) России в вопросах применения Конвенции МДП, поскольку от успеха сотрудничества таможенной службы и АСМАП зависит не только эффективность функционирования этого международного соглашения на территории Российской Федерации, но и экономическая польза как для транспортного сектора, так и для интересов внешней торговли России в целом.

Сегодня процедура МДП в России обеспечивает 80 процентов перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении. О значении Конвенции МДП для нашей страны говорят такие цифры: с 2003 по 2007 количество книжек МДП, оформляемых на территории Российской Федерации, возросло с 700 тысяч штук до 1,14 миллиона, что составляет треть от всех книжек МДП, используемых в мире.

В тесном сотрудничестве ФТС России и АСМАП в последние годы было предпринято много усилий для сокращения числа нарушений процедуры МДП. Процент недоставок с 2001 по 2006 год снизился с 0,2376 до 0,0011 процента. Таким образом, в настоящее время в России недоставки экспортно-импортных грузов, перевозимых «под Т1к.'ом», являются единичными случаями.

Доминантой в превентивной работе АСМАП с рисками является система электронного подтверждения доставки груза Safe-ТIR (Сейф-ТИР), которая с 2006 года стала частью Конвенции МДП. АСМАП, МСАТ и ФТС России предприняли максимум усилий по организации функционирования такой системы на территории России в режиме реального времени. ФТС России и АСМАП в соответствии с требованиями Конвенции МДП усилили также требования по допуску перевозчиков к процедуре МДП. В результате предпринятых превентивных мер и внедрения системы Сейф-ТИР удалось добиться практически полного сокращения правонарушений.

Успехи Российской Федерации в применении Конвенции МДП и сокращении нарушений процедуры МДП были отмечены на международном уровне. В марте 2007 года в Москве под эгидой Европейской экономической комиссии ООН, ФТС России, АСМАП и МСАТ состоялась международная конференция для изучения передового метода таможенной службы и АСМАП в применении Конвенции МДП и использовании системы Сейф-ТИР.

Вместе с тем сотрудничество нашей ассоциации с таможенными органами, конечно, не ограничивается вопросами Конвенции МДП.

В настоящее время снова остро встает проблема образования очередей на пунктах пропуска на границах, особенно со странами Европейского Союза. Это вызвано тем, что общий объем международных перевозок грузов автомобильным транспортом возрос с 1990 по 2006 год в 13,4 раза, нагрузка на автомобильные пункты пропуска увеличилась многократно, а пропускная способность их, увы, осталась практически на прежнем уровне.

В настоящее время в тесном сотрудничестве с ФТС России Минтранс и ряд других ведомств при участии АСМАП проводят работу по «разгрузке» границы. Основными направлениями этой работы являются: расширение инфраструктуры пунктов пропуска; совершенствование технологии таможенного оформления, имея в виду перенос основной нагрузки по таможенному контролю с границы в таможни назначения; введение перспективных компьютерных технологий.

Недавно состоялось совместное заседание коллегий Минтранса и ФТС России, где были приняты исключительно важные решения, которые позволят справиться с целым рядом вопросов, поставленных благодаря длительной и целенаправленной совместной работе АСМАП с Минтрансом и ФТС России.

В частности, в настоящее время таможенниками прорабатываются предложения АСМАП по внедрению системы предварительного уведомления о прибытии и формированию электронной копии книжки МДП, что существенно ускорит оформление транспортных средств на границе. Вместе с тем в вопросах финансирования капиталовложений в обустройство пунктов пропуска, по нашему мнению, должны участвовать не только бюджетные средства России, но и инвестиции структур ЕС, прямо заинтересованных в расширении поставок продукции своих стран в Россию: ведь 70 процентов внешнеторговых грузов - это импорт из стран ЕС.

Большое значение мы придаем деятельности Консультативного совета при ФТС России, в работе которого АСМАП участвует с момента его основания. Так, в рамках созданной этим органом группы был подготовлен новый Таможенный кодекс Российской Федерации, в котором были учтены предложения ассоциаций и союзов, связанных с внешнеэкономической деятельностью, и который полностью соответствует требованиям Киотской Конвенции. Хотим выразить уверенность, что в рамках вновь созданного Общественно-консультативного совета по таможенной политике при ФТС России удастся совместно решать многие насущные вопросы таможенного регулирования на благо развития экономики России.

В канун профессионального праздника хотелось бы от имени многотысячного коллектива российских международных автомобильных перевозчиков выразить огромную благодарность всем работникам Федеральной таможенной службы, которые в новых непростых условиях прилагают немало сил для обеспечения роста внешнеторгового оборота нашей страны, развития международных автоперевозок и увеличения ВВП.

Юрий СУХИН, президент АСМАП

Журнал «Таможня»