Первый резидент вложит в свободный порт Владивосток 5 млрд рублей
Первым резидентом Свободного порта Владивосток (СПВ) стала российско-китайская "Тихоокеанская инвестиционная компания" с проектом строительства в портовом поселке Славянка пятизвездочной гостиницы.
Такое решение принял на своем первом заседании наблюдательный совет СПВ, членами которого являются представители федеральных органов власти, губернатор Приморского края Владимир Миклушевский, главы муниципалитетов, на чью территорию распространяется режим свободного порта.
На суд экспертов было представлено несколько проектов, но члены наблюдательного совета поосторожничали: первой воспользуется льготным режимом свободного порта "Тихоокеанская инвестиционная компания", созданная холдингом "Транзит-ДВ", компанией по управлению госактивами КНР "Чжун Гун Синь" и строительной фирмой "Хай Вэй". Она инвестирует около 5 миллиардов рублей в строительство в Славянке гостиницы на 182 номера.
- Через два года, по заверению инвесторов, гостиница вступит в строй. Еще один проект - строительство порта Зарубино - также в целом был одобрен, но инвестор не до конца определился с источниками финансирования, поэтому и решение о статусе резидента пока не принято, - сообщил глава наблюдательного совета, вице-премьер правительства РФ Юрий Трутнев.
Между тем гостиница - первый объект масштабного проекта по созданию в Хасанском районе мультимодального транспортно-логистического комплекса и бункерного хаба. А порт Славянка - одна из узловых точек МТК "Приморье-2", развитие которого входит в стратегию социально-экономического развития края.
Вторую, "производственную" часть проекта (мультимодальный комплекс), на наблюдательный совет представила другая компания из холдинга "Транзит-ДВ", но, как прокомментировала "РГ" пресс-служба, "она давно работает на территории нынешнего свободного порта, на нее не распространяются налоговые льготы, во всяком случае, в течение ближайших трех лет". В закрытой для журналистов части наблюдательного совета как раз и обсуждался вопрос о "старых" компаниях, работающих над новыми проектами.
- Потенциальные резиденты свободного порта заявляют не только новые проекты, но и уже существующие, перспективные для дальнейшего развития Приморья. Сейчас нам нужно продумать, как разделить новые компании и уже существующие с точки зрения налогообложения, - прокомментировал эту коллизию губернатор Владимир Миклушевский.
Как отметил губернатор, впервые закон разрабатывался на территории, где он будет реализовываться. В широких общественных чтениях приняли участие представители Минвостокразвития, власти Приморья, дипкорпус, бизнес-сообщество - в общей сложности более 750 человек. Большая часть идей нашла отражение в проекте.
- Принятая ставка социальных взносов - 7,6 процента. Она ниже, чем в Сингапуре, Японии, Республике Корея. По оценкам бизнеса, налоговые и таможенные льготы в свободном порту сократят затраты на реализацию инвестиционных проектов до 30-40 процентов, - акцентировал глава Приморья.
Корреспондент "РГ" поинтересовался у губернатора Приморья, во всех ли 15 муниципалитетах, не территории которых будет действовать режим свободного порта, бизнес инициирует проекты.
- Мы точно будем понимать, когда они начнут подавать заявки в наблюдательный совет. Конечно, нам хочется, чтобы проектов было больше, но мы только начинаем. Интерес к свободному порту, действительно, огромный и у российских инвесторов, и у иностранных. Я недавно вернулся с ЭСКПО в Харбине, китайский бизнес очень интересует режим свободного порта. Крупная южнокорейская компания уже заявила, что хотела бы создать у нас рыбоперерабатывающее предприятие. Во Владивосток приезжал первый вице-президент Dubai Port World - одного из крупнейших портовых операторов в мире. Он заявил о намерении компании инвестировать в развитие транспортного комплекса Приморья. В ближайшее время она представит нам бизнес-план. В общем, засучиваем рукава и начинаем работать, ведь все только начинается, - прокомментировал губернатор Владимир Миклушевский.
По оценке разработчиков, режим свободного порта позволит увеличить валовый региональный продукт Приморья к 2021 году в 1,7 раза (в сравнении с 2015-м), к 2025 году - в 2,2 раза (к 2015 году). К 2021 году количество новых рабочих мест достигнет 84,7 тысячи, к 2025 году - 108 тысяч.
Cправка "РГ"
Режим свободного порта Владивосток введен с 12 октября 2015 года на территории 15 муниципалитетов Приморья: во Владивостоке, Артеме, Большом Камне, Находке, Партизанске, Уссурийске, Спасске-Дальнем, Надеждинском, Шкотовском, Октябрьском, Партизанском, Пограничном, Хасанском, Ханкайском и Ольгинском районах, включая их морские акватории. Общая площадь территории, которую охватывает режим порто-франко, составляет 28,4 тыс. кв. км, на ней проживает 1,4 млн человек или 75 процентов населения региона.