Пиджак с двойной подкладкой
Изделия легкой промышленности приносят торговле
в сорок раз больше дохода, чем получают производители
В России все меньше шьется костюмов, брюк, шапок, пальто, обуви.
Объемы выпуска продукции легкой промышленности в январе-октябре продолжали
снижаться. Об этом на днях сообщил Росстат. А вчера на заседании
Торгово-промышленной палаты начальник отдела промышленной политики мин-
промэнерго Сергей Шумилин объяснил, почему это происходит.
По данным министерства, в этом году доля отечественных
непродовольственных товаров в торговых сетях, магазинах, на рынках упала с
16 до 12,5 процента. Остальное - импорт, в основном подпольного китайского
и турецкого производства, который успешно реализуется торговлей. Из-под
налогов выводится почти триллион рублей - 700 миллиардов рублей.
"В 2006 году некоторые решения властей освободили для отечественной
легкой промышленности нишу на внутреннем рынке, - прокомментировала
корреспонденту "РГ" ситуацию на рынке советник председателя комиссии РСПП
по текстильной и легкой промышленности Галина Барышева. - Руководители
предприятий сумели этим воспользоваться, и российская легкая
промышленность "подняла голову". Теперь же, по словам Галины Барышевой,
импортеры освоились в новых условиях, нашли новые лазейки, и все вернулось
на круги своя. Кроме того, несколько месяцев назад были снижены ввозные
пошлины на готовую обувь".
Участники заседания в ТПП не обошли вниманием и эту острую тему.
Сегодня в минэкономразвития считают, для "обеления" рынка надо продолжить
снижение пошлины. В минпромэнерго, напротив, уверены, что пошлины надо
повышать, иначе государство лишь потакает "черному рынку". Чтобы убедить в
своей правоте, Сергей Шумилин опять же обратился к цифрам: "Импортеры
женские кожаные сапоги декларируют по 16 долларов за пару при средней
стоимости в магазинах как минимум 200 долларов. Одна из компаний в этом
году ввезла 11 миллионов пар по такой низкой цене. При этом в ее карманах
осело полмиллиона долларов чистой прибыли. Российская обувная
промышленность не может конкурировать в борьбе с таким "черным"
демпингом".
По мнению предпринимателей, государство должно или ограничить импорт,
или помочь экономически российским предприятиям легкой промышленности.
Одной из таких мер, считает Шумилин, должна стать борьба с ценовой
дискриминацией отечественных производителей, которых буквально задушила
торговля. "Сравните сами, - говорит представитель минпромэнерго, -
отпускная цена мужского костюма 1560 рублей, торговля его продает по 3888
рублей. То есть в 2-3 раза дороже. Точно такая же картина с обувью,
пальто, куртками. То есть рентабельность торговли составляет от 200 до 300
процентов, а у производителей едва дотягивает до 7-8 процентов. Есть ли
смысл им развиваться, если весь доход уходит торговцам?" В итоге, делает
вывод чиновник, в сентябре рост цен на обувь и школьные куртки обогнал
средний показатель инфляции и достиг 13-14 процентов.
Чтобы сократить резкий разрыв между ценами производителей и
торговцев, в минпромэнерго предлагают как можно скорее принять закон "О
торговле", в котором был бы установлен порог торговой наценки для
отечественных товаров, а также определены квоты по их присутствию в
крупных торговых сетях. Однако проект закона, уже больше года обсуждается
в минэкономразвития. Вчера участники заседания решили от имени президента
ТПП Евгения Примакова обратиться в правительство с просьбой ускорить
принятие закона о торговле.
Жаловались предприниматели и на двойные стандарты таможенников.
"Федеральная таможенная служба сводит на нет многие решения, которые
принимает государство по защите своих производителей, - поддержал их
Шумилин. - Только снизили пошлину на так называемое инновационное
оборудование для швейной промышленности, как на таможне тут же ввели
особый порядок по ввозу таких машин. Только снизили пошлину на обувные
запчасти - стельки, каблуки, подошвы, которые не производятся в России,
так таможенники ввели для них так называемую цену риска 17,5 доллара за
килограмм, что обрушило целые обувные предприятия, которые шьют для
населения дешевую обувь".
Кроме того, по мнению участников заседания, на российский
отечественный рынок давят так называемые карго-перевозки. То есть
импортеры, минуя таможню, ввозят самолетами товары неизвестного
происхождения по копеечным ценам сразу на оптовые склады. В середине
1990-х годов такие перевозки разрешали, чтобы наполнить пустующие прилавки
магазинов хоть каким-то товаром. Времена изменились, но перевозки остались.
"Их нет нигде в мире", - сетовали участники заседания. По словам Шумилина,
еще три года назад правительство поручило минфину разобраться, но
карго-перевозки и ныне там. Теперь минпромэнерго, по его словам, будет
добиваться их запрета.
Российская газета 21.11.07