Плата за въезд
На границах России со странами ЕС опять появились очереди из грузовиков
Рост импорта в 2011 году вызвал скопление очередей на границах России со странами ЕС. При этом проблема ликвидации очередей зависит от российских властей, признал глава Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов. Перевозчики считают, что даже без строительства новых пунктов пропуска можно сделать работу границы быстрой и эффективной.
Уже за первый квартал ФТС зафиксировала рост импорта в Россию на 40%. Особенно это было заметно перед майскими праздниками на наиболее загруженных погранпереходах Северо-Запада в Нарве (российско-эстонская граница) и в Себеже (российско-латвийская граница). Так, в Нарве очередь доходила до 300 фур в сутки, а в Лудзинском районе Латвии скапливалось по 600—700 большегрузов. «В условиях постоянно растущего товарооборота наши «северные ворота» испытывают значительные нагрузки», — признал вчера Андрей Бельянинов.
По его словам, сейчас ведутся переговоры с Латвией и Эстонией о реконструкции старых и строительстве новых погранпереходов, которые позволят разгрузить границу. Параллельно правительство России рассматривает Федеральную целевую программу по обустройству границы, но точка в ее рассмотрении, по словам главы ФТС, пока не поставлена. Он считает, что в ближайшее время пропускная способность наиболее загруженного перехода «Бурачки» увеличена быть не может, а перевозчикам посоветовал переориентироваться на другие погранпереходы.
Государству необходимо принять меры для ликвидации очередей на границе уже сейчас, хотя бы для того, чтобы импортные товары в российских магазинах не дорожали. «Штраф за простой и упущенную выгоду в совокупности составляет 300 евро в сутки за одно транспортное средство», — сообщил РБК daily член Ассоциации международных перевозчиков Псковской области Сергей Шалак. В конечном счете убытки вешаются на конечного потребителя, который и платит за товар в магазине более высокую цену, компенсируя простои грузовиков.
По мнению эксперта, для решения проблемы очередей государству достаточно оптимизировать работу уже существующих. Например, на границе Белоруссии и Польши белорусский таможенник садится в автомобиль еще на польской стороне. Он заранее просматривает документы, не допуская на въезд машины, у которых проблемы с бумагами на груз. Подобную практику возможно применить и на российских границах, серьезно уменьшив простои.
РБК daily