05.02.07

По таможенному “кодексу” плачет уголовный

ФТС купила себе 10-страничную этику за миллион долларов.

В прошлом году в результате громкого коррупционного скандала в Федеральной таможенной службе сменилось все руководство.

Но больше таких скандалов не будет. ФТС разработала десятистраничную брошюру “Кодекс этики сотрудника таможенных органов Российской Федерации”, где написано, как должен вести себя таможенник на службе.

Разработка и написание этого труда обошлись Федеральной таможенной службе в… один миллион долларов США.

За одну страничку текста — сто тысяч баксов.

Много это или мало с точки зрения таможенной этики?

Счетная палата, проверявшая расходование бюджетных средств в ФТС, отметила сей факт как удивительный, однако состава преступления не обнаружила. Так что мнения компетентных органов по данному поводу у нас нет. Но для сравнения можно вспомнить знаменитое “дело писателей”, когда в 98-м году Альберт Кох был отправлен в отставку за “смешной” гонорар в 90 тысяч долларов. Полученный даже не за одну страничку, а за полноценную книгу о приватизации в России.

В 98-м году было ясно, что гонорар за книгу в 90 тысяч долларов — заоблачная сумма, таких гонораров не бывает, так что это, скорее всего, не гонорар, а взятка за услуги госчиновника Коха, оказанные им бизнесу.

Во времена Ельцина отечественные коррупционеры еще только прощупывали почву, осторожно пробуя, что можно, а что нельзя. За девять лет они ушли так далеко вперед, что теперь сто тысяч долларов за страницу текста даже Счетной палате не кажутся подозрительно высокой платой.

* * *

В 2003 году Правительство России заключило соглашение с Международным банком реконструкции и развития (МБРР) о предоставлении займа, предназначенного для модернизации налоговой и таможенной служб. Банк давал в долг 240 миллионов долларов: 100 млн. — таможне и 140 млн. — налоговикам. Возвращать их надо будет в течение 17 лет из средств федерального бюджета.

К сожалению, у нас нет информации о том, как эти деньги были истрачены налоговиками. Зато известно, что таможня употребила их с размахом и широтой.

Предполагалось, что на эти деньги будут закуплены компьютеры, программное обеспечение и прочее высокотехнологичное оборудование, которое позволит таможенникам быстро и четко оформлять и контролировать движение грузовых потоков. Кроме того, планировалось разработать ряд методических документов, которые выведут таможенную службу на качественно новый уровень, и она станет эффективной, цивилизованной и неподкупной, а сами таможенники превратятся в ангелов в белых одеждах.

Ради этой высокой цели 746 тыс. долларов было заплачено иностранным экспертам за “разработку стратегии и мероприятий по профилактике должностных нарушений”. Работы должны были завершиться год назад, но до сих пор ничего нет — ни стратегии, ни мероприятий.

556 тыс. долларов заплатили за “совершенствование процедур надзора, инспектирования и мониторинга таможенных органов” (результат — нулевой).

1,5 млн. долларов ушло на “приведение таможенного законодательства в соответствие с Киотской конвенцией, приведение подзаконных актов в соответствие с таможенным законодательством, другими законами и нормативными актами” (следов этой работы также не обнаруживается).

В сентябре 2003 г. ФТС провела конкурс на разработку автоматизированной информационной системы контроля за вывозом товаров с территории Российской Федерации. Конкурс выиграла фирма “Информационные бизнес-системы”. В конце 2003 г. ей были перечислены средства из бюджета ФТС — 20 млн. руб. за проведение первого этапа работ.

До настоящего времени информационно-вычислительный центр ФТС не имеет продукции, созданной на первом этапе. Тем не менее в 2004 г. “Информационные бизнес-системы” получили деньги на второй этап, но и его результатов до сих пор никто и в глаза не видывал.

Интересно, что те же самые работы по созданию Единой информационной автоматизированной системы ФТС ведет не только за счет своего бюджета, но и за счет средств займа МБРР. Контракт подписан в августе 2004 г. с теми же “Информационными бизнес-системами”. Сумма контракта — 2 млн. 688 тыс. долларов. Срок завершения — июль 2005 г. Но контракт, разумеется, не исполнен и по сей день.

С позиций здравого смысла сложно объяснить столь пагубное пристрастие руководства ФТС к фирме, которая проваливает задания одно за другим. Чисто из интереса можно было бы попробовать сменить исполнителя. Почему это не было сделано?

По условиям займа исполнители работ определяются по рекомендации 14 консультантов Международного банка. Почему именно они считаются большими специалистами — неизвестно. Некоторые даже не имеют высшего образования. Тем не менее МБРР установил: “Вот этим людям мы доверяем, поэтому делайте, как они скажут, закупайте у тех, кого они назовут. Впрочем, если вам покажется, что они не правы, можете сделать по-своему, только обоснуйте”.

Однако руководство ФТС было согласно с консультантами. Между собой они ладили, конкурсов не проводили, заказы размещали полюбовно и, чувствуется, пилили заем так, что стекла в окнах дребезжали.

…Не знаю, как попадают в консультанты МБРР, но — ей-богу! — это завидная доля. За свою работу — диктовать ФТС, у кого и что она должна покупать, — по условиям соглашения, они получат по 200 тысяч долларов. Всего же из средств займа им отходит 3 миллиона “зелени” — не считая откатов.

Послушно следуя советам этих могучих консультантов, таможня раздала миллионы долларов на проекты, которые ну никак не стоили таких денег.

К примеру, в конце 2004 г. была принята работа с глубокомысленным названием “Выбор инструментария календарно-ресурсного планирования”. Это 19 страниц текста, за которые ФТС заплатила 26,5 тыс. долларов. Тогда же была принята работа “Консультационные услуги в рамках совершенствования финансового управления при масштабных капитальных инвестициях”. Судя по отчету, это 27 страниц стоимостью 25,8 тыс. долларов, причем под другим названием — “Методика управления в проектах”. А кстати — зачем таможенникам финансовое управление масштабными капитальными инвестициями? Никто не интересовался?

Что касается “Кодекса этики сотрудника таможенных органов Российской Федерации”, то с ним получилось вот что: помимо самого кодекса таможенники заказали иностранным экспертам еще разработку стратегии управления кадрами, системы оценки деятельности таможенника и мероприятий по сокращению кадров. За все это они отдали миллион долларов, а в результате получили один Кодекс этики и больше ничего.

Но им больше ничего и не надо. Можно подумать, они не знают, как оценивать деятельность таможенника. Знают прекрасно — в дензнаках, которые таможенник масштабно инвестирует в капитальное строительство своего коттеджа.

А вот Кодекс этики им необходим. Я даже примерно представляю, что там написано. “Не бери добром, бери у.е.ом. В меру берешь — дольше живешь. Крысятничество — порок. Носи начальству, делись с товарищами. Исполняй требования Кодекса, они написаны кровью”...

В удивительной стране мы живем. Сельского учителя загоняли вусмерть: такой плохой, не заплатил Биллу Гейтсу за программное обеспечение школьных компьютеров. А здесь высокие госчиновники у своих же налогоплательщиков отбирают деньги — тоннами. И ничего. Не преступление.

АНЕКДОТ ДНЯ
Проводница подходит к начальнику поезда:

— Таможенники в моем вагоне нашли контрабандную икру! Что делать?
— Дай им 10 банок.
— Давала — не берут.
— Дай им 100 баксов.
— Давала — не берут.
— Заведи их в свое купе и дай сама...
— Заводила. Не хотят.
— Тогда гони их на фиг, никакие они не таможенники!


Московский Комсомолец от 05.02.2007