Пограничное достояние
Для успешного прохождения выборов в России участие граждан требуется все меньше. Как выясняется, на российскую экономику их существование тоже уже почти не влияет.
Журнал «Власть» № 11 (864) от 22.03.2010
СЕРГЕЙ МИНАЕВ
Неделю назад участники коллегии российской Федеральной таможенной службы (ФТС) отметили, что в 2009 году таможенные органы перечислили в федеральный бюджет 3519,76 млрд руб., перевыполнили план на 1,37% и обеспечили таким образом 48% бюджетных доходов. При этом в прошлом году ФТС ежедневно перечисляла в бюджет 14,1 млрд руб. Особо подчеркивалось, что каждое должностное таможенное лицо дало бюджету за год 51,9 млн руб.
За 2008 год показатели были такими: таможенные платежи обеспечили более 50% доходов федерального бюджета, перечислено 4694,5 млрд руб., план перевыполнен на 1,8%, ежедневно таможня давала стране 18,7 млрд руб., на каждого таможенника за год пришлось 75,4 млн руб.
Таким образом, оказалось, что в кризисные 2008-2009 годы таможенные деньги обеспечивали либо больше половины, либо очень близко к половине доходов российского бюджета. В докризисный период показатели были скромнее: например, в 2005 году за счет таможни было получено только 42% бюджетных доходов.
Заметим, что при пополнении российского бюджета таможенными деньгами речь идет вовсе не только об импортных пошлинах, как в большинстве других стран. В России весьма значительную роль по традиции играют экспортные пошлины. Например, в 2004 году ФТС подробно объяснила, из чего складывались таможенные платежи за первый квартал того года. Бюджет тогда получил 228,4 млрд руб., из них 113,05 млрд руб. составили вывозные таможенные пошлины. ФТС особо подчеркнула, что ее вклад в общий объем платежей неуклонно растет: в первом квартале 2003 года на долю экспорта приходилось 40% таможенных поступлений, а в первом квартале 2004 года — уже 49,5%. При этом в доходах от экспортных пошлин 49% дало обложение вывоза нефти, 37% — вывоза газа, 6% — нефтепродуктов, 8% — прочих товаров, облагаемых вывозной пошлиной.
Вторым по важности источником таможенных поступлений тогда стал НДС на импортные товары — он дал 64,29 млрд руб. Собственно импортные пошлины оказались на третьем месте и составили 43,07 млрд руб. Акцизы на ввоз подакцизных импортных товаров дали 1,25 млрд руб. Из этой суммы 28,2% дали акцизы на ввозимые в Россию легковые автомобили и мотоциклы, 26,3% — вина и 20,7% — крепкие алкогольные напитки. Наконец, таможенные сборы и иные платежи дали тогда бюджету 6,98 млрд руб.
Вполне осознавая бюджетную важность экспортных пошлин, российские власти намереваются с 1 апреля повысить пошлину на вывоз нефти с $253,6 до $268,9 за тонну. Это решение основано на том, что с 15 февраля по 14 марта нынешнего года средняя мировая цена на российскую нефть марки Urals оказалась очень неплохой и составила $75,52 за баррель. Если мировые цены на нефть останутся на нынешнем относительно высоком уровне, есть все основания полагать, что в нынешнем году таможенные платежи составят большую часть поступлений российского бюджета.
В увлечении властей не обычными налогами, а таможенными платежами нет ничего необычного. Когда в 1207 году английский король Иоанн Безземельный создавал город Ливерпуль, в рекламном воззвании он подчеркнул: "Король приветствует всех, кто захочет поселиться в Ливерпуле. Знайте, что мы даровали право всем его жителям пользоваться той свободой от пошлин, которой пользуются все горожане свободных городов на нашей земле". Имелось в виду, что ливерпульцы не обязаны платить пошлины за участие в еженедельных рыночных торгах не только в своем городе, а и в других городах, имевших того же лорда. Так как лордом в данном случае был король, речь шла о самых богатых городах Англии, и это было большой привилегией. Зато с жителей городов и деревень, имевших других лордов, король взимал пошлины на рыночных площадях, дорогах и мостах так увлеченно, что в 1215 году вынудившие его подписать Великую хартию вольностей бароны особо настояли на включении в этот исторический документ следующей статьи: "Пусть все торговцы могут свободно и безопасно покидать Англию и прибывать в нее, а также оставаться в ней и путешествовать по земле и по воде с целью продавать и покупать товары без уплаты злонамеренных и несправедливых пошлин, а только с взиманием справедливых таможенных платежей". Комментируя эту статью, современный американский исследователь Чарльз Адамс заметил: "Провозглашенный здесь принцип свободной от внутренних таможенных платежей торговли был заимствован американской и канадской конституциями. Движение товаров внутри страны нельзя облагать налогами. Свободу выезжать из страны и въезжать в нее нельзя ограничивать. Русские всегда с трудом понимали, почему Запад так отстаивает это основополагающее человеческое право. А потому, что его источником является еще Великая хартия вольностей".
Иногда о соотношении налогов и таможенных платежей разворачивались теоретические споры с геополитическими последствиями. Британия долго не вводила никаких налогов в своих североамериканских колониях, так как они не были представлены в британском парламенте и не могли принять участие в налоговых обсуждениях. Однако в 1765 году британский парламент все-таки ввел в североамериканских колониях гербовый сбор, которым облагались любые документы, в которых на бумаге рядом с текстом имелся оттиск британской печати,— купчие и закладные, лицензии на ведение бизнеса, дипломы и даже газеты. Великобритания сделала все возможное, чтобы колонисты не слишком возмущались. Доходы от сбора направлялись исключительно на содержание английских войск в Америке, а продавать бумагу с печатями могли только жители колоний, а не английские чиновники. Несмотря на это, колонии возмутились. Массачусетс призвал остальные американские колонии выступить против нового налога. В 1766 году в Америке был созван конгресс с участием представителей всех колоний, ставших впоследствии штатами. В рамках борьбы за отмену гербового сбора в январе 1766 года североамериканские колонии направили делегацию в Лондон. Виднейшим ее членом был Бенджамин Франклин, представлявший Нью-Джерси, Джорджию и Массачусетс. На слушаниях в палате общин он заявил следующее: "Америка всегда признавала, что британский парламент имеет право диктовать ей законы во всех областях, кроме одной: он не имеет права устанавливать в Америке внутренние налоги. Кстати, что касается установления пошлин для регулирования внешней торговли Америки, то их парламент вполне вправе устанавливать". "Какой бред!" — с улыбкой заметил по этому поводу министр финансов Великобритании Чарльз Тауншенд. Парламент тут же отменил гербовый сбор и, воспользовавшись разрешением Франклина, ввел в Америке огромные импортные пошлины на английский чай.
Американские импортеры отказались платить пошлины и ввозили исключительно контрабандный голландский чай. Тогда правительство Великобритании ликвидировало пошлины на индийский чай, ввозимый в Англию, и в результате легальный английский чай стал гораздо дешевле контрабандного голландского. Монополия на ввоз в Америку этого дешевого чая была предоставлена английским поставщикам. В 1773 году, когда в Бостон пришли английские корабли с чаем, американские торговцы приняли решительные меры. После патриотического митинга, переодевшись в индейцев, они захватили английские корабли с чаем в бостонском порту и утопили весь груз. Англичане сочли это вопиющим нарушением прав собственности. Считается, что так называемое Бостонское чаепитие 1773 года послужило толчком к революции и войне североамериканских штатов за независимость.
Впрочем, это не единственный пример, показывавший, что на самом деле собирать пошлины не так-то просто. Еще до истории с чаем в 1764 году английский парламент принял закон, в соответствии с которым в два раза снижалась импортная пошлина на сахар, ввозимый в североамериканские колонии Британии, но при этом обеспечивался действительный сбор этой пошлины (до этого колониальная таможня в Америке фактически не собирала никаких пошлин — чиновники не посещали свои рабочие места, и ежегодные потери британского бюджета составляли £500 тыс.). Бенджамин Франклин писал: "Внезапно повсюду появились сборщики пошлин — низкорожденные и измученные нуждой люди заняли эти должности, так как более достойные от них просто бы отказались. Нужда сборщиков пошлин сделала их жадными, их официальная должность сделала их заносчивыми, их заносчивость и жадность сделали их ненавидимыми всеми, осознание этой ненависти сделало их злобными, их злобность стала побуждать их к постоянным издевательствам над жителями колоний. Я думаю, теперь можно ясно видеть, что система взимания пошлин в Америке, введенная британским парламентом, посеяла семена полного разрыва двух стран". Налог оказался малоприбыльным и затратным: на сбор £2 тыс. уходило £8 тыс. административных затрат.
Тот факт, что в условиях мирового финансового кризиса в 2008 году таможенные платежи превратились в основу российского бюджета, а в 2009 году этот результат был почти повторен, не выглядит таким уж удивительным. Для стимулирования терпящих бедствие российских предпринимателей власти с 1 января 2009 года снизили налог на прибыль — в федеральный бюджет стало поступать не 6,5% прибыли, а 2%. Однако в первом квартале прошлого года авансовые платежи по налогу на прибыль зачислялись в бюджет по старой ставке 6,5%, и настоящий эффект от снижения ставки можно наблюдать только сейчас. В январе-феврале нынешнего года поступления от налога на прибыль составили всего 11 млрд руб., в 2,6 раза меньше, чем в январе-феврале 2009 года.
А с экспортом и импортом все оказалось не так уж плохо. Конечно, мировые цены на нефть в конце 2008 года невиданно упали, но ведь в начале того года они невиданно возросли и достигли $150 за баррель. В 2009 году они уверенно выправлялись и сейчас превышают $80 за баррель. Спрос на импортные товары упал, но все равно он остается довольно значительным. Те, кто от кризиса не слишком пострадал, по-прежнему предпочитают высококачественные и дорогостоящие товары иностранного производства, приносящие российскому бюджету неплохой доход в виде НДС и пошлин. Иностранные производители по-прежнему рассматривают Россию как очень емкий и перспективный рынок. А российские производители снижают производство и жалуются на то, что проводимое властями укрепление рубля делает их неконкурентоспособными. Как будто не понимают, что чем больше импорт, тем полнее бюджет.
Российские власти в итоге оказались в несколько двусмысленном положении. Вроде бы они только и делают, что поощряют импортозамещение, демонстрируя заботу о российских товаропроизводителях и стимулируя рост занятости. А тут получается, что импортозамещение наносит удар по бюджету и бюджетополучателям. Впору выдвигать лозунг "Купи импортное, помоги малоимущему!".
Журнал «Власть» № 11 (864) от 22.03.2010