Пора менять правила игры
Несомненно, что проведение выставок является эффективным инструментом развития международных торгово-экономических и научно-технических связей. Из года в год растет число выставок-ярмарок, проводимых как в мире с участием российских товаропроизводителей, так и в России. Профессиональные участники этого процесса уже в течение нескольких лет призывают контролирующие и регулирующие органы обратить внимание на этот сегмент рынка, имея в виду совершенствование порядка оформления и таможенного контроля перемещения выставочных товаров. Не случайно эта тема стала предметом обсуждения на одном из заседаний Консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России.
По мнению вице-президента Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Владимира Страшко, "нормативно-правовые акты, регулирующие таможенное оформление выставочных товаров, требуют систематизации, а в некоторые из них необходимо внести изменения". Собственно, речь идет о двух документах. Это: приказ ГТК РФ 1276 от 29 ноября 2001 года и недавний приказ Минэкономразвития 121 от 3 мая 2006 года. Говоря о приказе Минэкономразвития "О декларировании отдельных видов товаров" Владимир Страшко заметил, что в процессе его согласования и проработки не в полной мере были учтены предложения ТПП. Что же касается приказа ГТК РФ, то со вступлением в силу нового Таможенного кодекса с января 2004 года он фактически утратил свою силу. "Нынешняя ситуация, - уверен президент Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ) Сергей Алексеев, - тормозит наше участие в глобальных выставках". Российской таможенной службой накоплен большой положительный опыт по взаимодействию с крупными выставочными центрами страны, а также принято немало решений, позволивших оптимизировать затраты при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств как перед, так и после выставочных мероприятий. По словам начальника Главного управления организации таможенного контроля (ГУОТК) ФТС России Виктора Дьяченко, изменение таможенного законодательства в 2004 году не остановило работу по выявлению резервов совершенствования таможенного оформления и таможенного контроля перемещения выставочных товаров как со стороны ФТС России, так и со стороны бизнес-сообщества. В этой связи таможенные органы неоднократно высказывали и высказывают свое пожелание, чтобы российские выставочные организации гораздо шире применяли международные правила временного ввоза в Российскую Федерацию выставочных товаров, гарантом исполнения которых является ТПП России. Сегодня заинтересованные фирмы большинства развитых стран мира при проведении выставочных мероприятий в полной мере используют положения Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 года и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 года, к которым присоединилась и Россия. Поэтому с 15 мая 2000 года стало возможным и на таможенной территории Российской Федерации оформлять выставочные грузы с помощью такого международного документа, как карнет АТА. Кстати, по российскому законодательству при временном ввозе товаров, временно ввозимых с применением карнетов АТА, не взимаются таможенные сборы за таможенное оформление в случае соблюдения условий временного ввоза товаров с применением этого международного документа. В настоящее время 131 таможенный пост в Российской Федерации готов работать по карнетам АТА, их персонал прошел обучение, и Федеральная таможенная служба готова, при необходимости, увеличить количество таких постов.
По словам Виктора Дьяченко, людей можно обучить за 2-3 месяца, и это не проблема. Можно напомнить, что еще в 2004 году, когда количество постов, готовых оформлять выставочные грузы по карнетам АТА, составляло 80, руководство ТПП РФ и РСВЯ говорили о том, что это явно недостаточно и необходимо, чтобы оформление осуществлялось по всей стране. Кроме того, выставочные организации неоднократно обращались в ФТС России с предложением об изменении процедуры оформления самих карнетов АТА. Речь шла о классификации товаров и передачи дополнительных сведений о них в электронном виде. Понятно, что при больших объемах классифицировать товары в сжатые сроки невозможно, поэтому таможенные органы пошли навстречу и в настоящее время оформление по карнетам АТА производится с использованием классификации на уровне 6-ти знаков ТН ВЭД, а не 10-ти. В то же время Федеральная таможенная служба согласна с заинтересованными сторонами в том, что в настоящее время в таможенном регулировании внешнеэкономической деятельности явно недостает инструмента в виде документа или правил, регламентирующих применение таможенных технологий для выставочных грузов.
Журнал "Таможня"