Портал через границу
В этом году только шесть процентов калининградских предпринимателей, перевозящих грузы через границу, воспользовались процедурой предварительного информирования. Такая цифра была озвучена на заседании регионального консультативного совета по таможенной политике.
- Новая технология создана для того, чтобы устранить очереди на международных автомобильных пунктах пропуска, - рассказала Елена Шкарина, начальник информационно-технической службы Калининградской областной таможни. - Ее применение станет обязательным для субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД), вывозящих грузы в Европу, уже в следующем году. А в 2012-м обязательное предварительное информирование планируется ввести на территории таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.
Тем не менее калининградцы не спешат осваивать новую технологию, сетует Шкарина. И это несмотря на то, что электронная система работает предельно просто. Уведомления о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через границу, отправляются через интернет-портал Федеральной таможенной службы (ФТС) России.
- Сайт находится в открытом доступе. Любой желающий может зарегистрироваться на нем, создать личный кабинет и оформить все необходимые бумаги, - говорит Шкарина. - Каждый пользователь получает штрих-код, который он должен распечатать и показать на границе.
По словам таможенников, такой подход довольно выгоден для субъектов внешнеэкономической деятельности. Подать уведомление можно и с помощью специализированной компании-оператора, но это обойдется в сумму от 500 до 3,5 тысячи рублей в зависимости от количества товарных позиций в документе.
- Применение интернет-технологии позволяет перевозчику сэкономить от 30 до 50 тысяч рублей в месяц, - говорит Андрей Литвинов, исполняющий обязанности руководителя регионального филиала Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП). - А отправители и получатели груза экономят еще больше.
Однако у бизнеса имеется ряд претензий к работе портала. По словам Андрея Литвинова, сайт часто "зависает", у него низкая скорость отклика, при том что приходится вносить достаточно много сведений в электронное уведомление. У портала неудобный интерфейс, и на нем не отражаются все полезные для участника ВЭД статистические данные.
- Помимо виртуальных проблем с новой системой связаны и вполне реальные жизненные трудности, - говорит Андрей Литвинов. - Необходимо менять схему работы таможенных пунктов пропуска. Для машин, везущих товары, оформленные с использованием процедуры предварительного информирования, нужно создавать отдельные очереди. На оформление таких грузов не должно уходить больше 15 минут.
Посетовал Литвинов и на непрозрачность работы таможенников: они зачастую по непонятным причинам отказывают в ускоренном прохождении границы предприятиям, заполнившим уведомление на сайте ФТС.
- В итоге новая технология только в редких случаях помогает участникам внешнеэкономической деятельности сэкономить время, - резюмировал он.
- Технические сбои в работе портала ФТС действительно имеются, - признал руководитель Калининградской областной таможни Александр Кочнов. - Но эта проблема сейчас решается. До конца ноября в Северо-Западное таможенное управление из Калининграда будут направлены предложения по доработке программных продуктов, составленные при помощи представителей местного бизнеса.
Гораздо сложнее учесть результаты предварительного информирования в автомобильных пунктах пропуска, так как они конструктивно не соответствуют современным требованиям. Ни в одном из них невозможно создать отдельную очередь для заявленных через Интернет грузов.
- На новом пункте пропуска Мамоново-Гжехотки мы надеемся построить дополнительную полосу движения для транспорта, перевозящего товар, оформленный с помощью портала Федеральной таможенной службы, - сказал Александр Кочнов. - Эти же требования будут учтены и при строительстве пункта пропуска Советск-2.
"Российская газета"; 15.10.10