Последнее российское предупреждение иномаркам
Во дворе этого 150-квартирного дома можно часто встретить молодого мужчину, вечно копающегося в своем горбатом Запорожце . А этот Москвич-408 принадлежит инвалиду. Ему одному только разрешили поставить во дворе гараж. Иногда к подъезду на своей Победе подкатывает летчик из первого подъезда
Природа не терпит пустоты
Это не эпизод из старого черно-белого фильма послевоенного времени. Это картинка из жизни дома на Амурском бульваре конца семидесятых годов. В то время о пробках на дорогах мы знали только по рассказам о загнивающем капитализме .
Тем, кому сейчас меньше тридцати, трудно в это поверить, но так было. Родной автопром не справлялся с потребностями населения. Только что появившиеся Лады были пределом несбыточных мечтаний многих. Да и новый Запорожец (для непосвященных - это теперь тоже иномарка) - только в очередь или только ветеранам.
Все изменилось в начале 90-х, когда открыли границы и страну наводнили подержанные иномарки. Для дальневосточников такими стали японки . Это потом уже стали ввозить новые (до трех лет), а вначале были именно подержанные. И все это за весьма умеренную, доступную цену. И главное - ни тебе многолетних очередей, списков, разнарядок.
Ежегодно ввоз иномарок увеличивается. Только за прошлый год и только через Владивостокскую таможню было ввезено 112 тысяч автомобилей из Японии. А только за первый квартал этого года в таможнях Дальнего Востока было оформлено 32,5 тысячи иномарок.
А вспомнились свободные дороги и пустые дворы вот по какому поводу. В конце июля Министерство промышленности и энергетики утвердило документ с длинным названием План мероприятий по реализации в среднесрочной перспективе (2005-2008 годы) приоритетных задач, предусмотренных концепцией развития автомобильной промышленности . Концепцию развития отечественного автопрома правительство России рассматривало в мае. Еще памятны те дни, когда по всей стране прокатились акции автомобилистов - владельцев иномарок. Именно их в первую очередь должны были коснуться грядущие перемены.
И вечный бой
Так уж сложилось в нашей стране за последние полтора десятка лет, что развитие или выживание любой отрасли производства зависит напрямую от ситуации на внешнем рынке, от результатов внешнеэкономической деятельности участников этой самой деятельности. Автопром - не исключение. Плохо берут наше - виноват импорт. Складывается впечатление, что о таких понятиях, как рынок и конкуренция, те люди, которые рулят, не слышали. Это я не об автоводителях, а о руководителях.
Наступление на японки началось еще в 1993 году. Правительство попыталось запретить эксплуатацию автомобилей с правым рулем. Тогда же были введены так называемые комбинированные ставки пошлины, которые привели к резкому удорожанию ввозимых автомобилей.
Именно в тот период в регионе значительно увеличилось число моряков , поскольку эта категория лиц имела право ввозить беспошлинно один автомобиль за определенный период времени. Правда, была оговорка - без права передачи. Туристические фирмы набирали группы туристов за автомобилями и объявляли о возможности оформления паспорта моряка . Автомобили ввозились и перепродавались по доверенности на право управления, а суды были завалены делами о пятиэкюшных автомашинах.
Позже принимается решение об отмене всяческих льгот. Размеры пошлины под давлением автопрома снова ползут вверх. Последнее повышение пошлин в июле 2003 года коснулось в первую очередь новых (до трех лет) и старых (старше семи лет) иномарок. С одной стороны, повышение пошлин призвано сдерживать приток иномарок в страну. С другой - позволяет сделать вливание в автоиндустрию в надежде получить от нее, наконец, лучше и больше. Как показало время, никакие инъекции не помогли. Единственным результатом стал рост цен на отечественные автомобили. Вслед за подорожанием иномарок всего за один год средняя цена отечественного автомобиля выросла на 20%.
Смекалке русских нет предела. Не желая расставаться с возможностью приобретать недорогие и удобные праворульные машины, дальневосточные автодилеры изобрели своеобразное ноу-хау - конструкторы для взрослых. Потому статистику ФТС России о ввозе иномарок в страну можно назвать, мягко говоря, неточной. Не случайно вопрос о законности оформления автоконструкторов обсуждался весной нынешнего года Верховным судом России.
Причины для беспокойства
Несомненно, государство призвано регулировать, поддерживать и защищать. А при засилье иностранных производителей эти функции обеспечиваются и через меры таможенно-тарифного регулирования. Ввести ограничения, повысить пошлины, дабы отечественную продукцию можно было реализовать своим согражданам, чтобы не скапливалась она на складах. Называются такие меры протекционистскими. Они оправданы, когда продукции на всех хватает и когда соотношение цены и качества соответствует здравому смыслу и почти не уступает продукции конкурентов.
Именно проблема соотношения цены и качества стала тем камнем, о который спотыкается наш автопром. Несмотря на то, что в прошлом году выпуск легковых автомобилей в стране вырос по сравнению с 2003 г. более чем на 9%, доля их на внутреннем рынке сократилась. Происходит затоваривание складов.
Поистине есть причина для беспокойства. Наша автопромышленность не в состоянии конкурировать с японскими производителями. А ведь именно доля японок особенно велика на российском рынке.
Понимая, что существующие мощности отечественных автозаводов не справятся с поставленной задачей - нарастить объем, правительство вводит меры, позволяющие привлечь в страну иностранных производителей. Одной из таких мер явилось мартовское снижение до минимума пошлин на ввозимые автокомплектующие для сборочных производств. Созданию новых производств по сборке иномарок в России отводится приоритетное значение.
Иномарки на свалку?
Ситуация с иномарками на Дальнем Востоке, видимо, особо раздражает российских производителей. Приморский и Хабаровский края поделили между собой третье и четвертое места в России по количеству автомобилей на душу населения. При этом в регионе более 90% автомобилей с правым рулем. И только около 33 тысяч автомобилей реализовал здесь признанный в европейской части страны лидер автопрома АвтоВАЗ .
Может быть, этим и объясняется наличие в том майском докладе Виктора Христенко пунктов, направленных на ужесточение условий ввоза и эксплуатации именно подержанных транспортных средств. И даже заверения министра, которые прозвучали 3 июля в передаче В. Познера Времена , выглядели не очень убедительно. Как-то не верилось, что в доработанном документе отсутствуют предложения об изменении размеров пошлин на ввозимые иномарки, равно как изменение возрастного ценза автомобилей. А об ограничениях в отношении авто с правым рулем так и вовсе не упоминается. Да и было-то сказано, что такие вопросы без учета таможенной составляющей не рассматриваются, хотя она не является решающей.
И чутье нас не подвело. Утвержденный 26 июля документ вовсе не дает гарантий, что пошлины не изменятся. В пункте 1.5.3. плана мероприятий предусмотрено осуществить подготовку материалов для рассмотрения... вопроса об изменении ставок ввозных таможенных пошлин . До конца года необходимо решить и вопрос о целесообразности изменения возрастного критерия автомобильной техники по отнесению ее к категории бывшей в эксплуатации .
Что же касается ограничений по правому рулю, вызвавших в мае столь бурную реакцию владельцев иномарок, то, похоже, здесь тоже рано ставить точку. Нет, такое сочетание слов в документе не найдем. Но уж больно неопределенно звучит фраза о требованиях к автомобилю по его технической безопасности. На сегодняшний день такие требования не разработаны. План мероприятий же предполагает разработать и утвердить в ближайшие три года девять технических регламентов, касающихся безопасности автомобилей на всех этапах его существования. Регламенты эти и будут определять конструктивную безопасность автомобиля. Вот тогда-то и станет окончательно ясно - справа руль безопаснее или слева, а может, и вовсе посередине .
Точно так же этими регламентами будет определяться экологическая безопасность автомобилей. А ведь неслучайно в майской концепции рассматривался вопрос о старых автомобилях: Не запрет старых автомобилей, а создание стимулов к их выбытию . В качестве таких стимулов господин Христенко, например, предлагал ввести повышающие коэффициенты при расчете транспортного налога и страховых тарифов по ОСАГО на автомобили старше 10 лет.
Но этот аспект как-то не был замечен широкими массами. Просто правый руль и пошлина - понятия более знакомые для народа. Тем не менее введение таких мер поставит под вопрос возможность содержать автомобиль, выпущенный после 1995 года. А ведь этот автомобиль - далеко еще не хлам , как бы этого не хотели авторы концепции. Он вполне еще на ходу и, главное, - лучше новых отечественных. Вдумайтесь - речь идет не только о вновь ввозимых автомобилях, но и о тех, которые много лет эксплуатируют люди, как правило, с не очень большим достатком.
Кто-то наверху решает за нас, на каких машинах мы можем ездить и по какой цене покупать. А кто сказал, что бедные должны ездить на автомобилях? . По сути дела, большинство нынешних автовладельцев в недалеком будущем перестанут быть таковыми.
Тихоокеанская звезда 12.08.05