Пособники контрабандистов
Таможенники невольно способствуют контрабанде.
Такой вывод сделал на состоявшемся на прошлой неделе заседании коллегии Федеральной таможенной службы (ФТС) глава Минэкономразвития Герман Греф, которому ФТС подчиняется уже почти 2 года.
Ежегодно на итоговых заседаниях ФТС таможенное руководство говорит не только и не столько о высоких показателях и достижениях, сколько о необходимости борьбы с серым импортом, снижении коррупционного давления на работников таможенных органов, улучшении администрирования деятельности таможни. При этом слова остаются словами, доля серого импорта остается стабильно высокой, а коррупционное давление не ослабевает. К слову сказать, заработная плата в таможенных органах даже меньше, чем в других федеральных органах исполнительной власти. Видимо, как в старом анекдоте, считается, что таможенники - здоровые мужики и как-нибудь сами себя прокормят. Правда, не так давно Герман Греф пообещал на четверть увеличить таможенникам зарплату, но что такое 25% от 8-10 тысяч рублей?
Господин Греф считает, что дело не только в зарплате ( сколько волка ни корми ), а в плохом администрировании и непонимании задач, поставленных государством перед ФТС. А иногда и в разгильдяйстве отдельно взятых сотрудников. При этом, соглашаясь со своим непосредственным руководителем, глава ФТС Александр Жерихов привел в пример Мурманскую таможню. Через нее по документам в декабре 2005 года прошло всего несколько тонн лосося, однако в этот же период через эту же таможню прошло несколько сотен тысяч тонн рыбьих голов и хребтов. Что это, гастрономические пристрастия россиян или конфликт интересов на отдельно взятой таможне? Если внимательно присмотреться, то по всей стране десятки таких расторопных таможен.
Как обычно, на коллегии не обошлось без критики в адрес руководства. При этом Герман Греф в накале страстей пообещал вообще уволить из органов ряд руководящих работников центрального аппарата ФТС, если в течение двух недель они не представят министру внятной концепции построения системы администрирования таможенной стоимости товаров. Как известно, в ФТС действуют так называемые профили риска, позволяющие рядовому таможенному инспектору определить минимальную стоимость ввозимого товара, по которой он может его оформить, однако министр заявил, что такая система не выдерживает никакой критики, а дорогостоящие товары легко проходят через таможенную границу по цене заведомо ниже заявленной стоимости.
По словам Грефа, на рынке одежды и обуви контрабанда составляет более 60%, а на рынке бытовой техники и электроники - до 85%. И это при том, что ФТС ставит перед собой задачу по обеспечению экономического роста страны, реализации конкурентных преимуществ российской экономики .
Но у отечественного производителя никогда не будет конкурентных преимуществ перед иностранным производителем в своей собственной стране, если товар этого иностранного производителя ввезен в страну контрабандой, и этот товар будет априори дешевле, чем товар отечественного производителя. Но контрабанда - это не только удар по отечественной промышленности, это и недополучение бюджетом миллиардов долларов от незадекларированных или задекларированных ненадлежащим образом товаров. Это и огромный коррупционный потенциал.
Поэтому министр обратился к силовому блоку ФТС, потребовав активизировать работу подразделений по борьбе с контрабандой антикоррупционного подразделения. При этом министр попросил таможенных силовиков не заниматься мелочами, не ловить мелкую рыбу в мутной воде, а обратить свое внимание на крупные проекты, например, на противодействие все возрастающим объемам контрабанды из Китая.
Ежегодно на содержание таможенных органов государство тратит около 1 млрд. долларов. На первый взгляд, таможенники с лихвой оправдывают вложенные в них средства и ежегодно обеспечивают поступление в бюджет примерно 50-70 млрд. долларов. Однако де-факто львиная доля этих средств - поступления от экспортных пошлин за нефть, то есть больших заслуг таможенников в этих поступлениях нет. Зато доля серого импорта составляет, по самым доброжелательным подсчетам, около 70%. Становится понятно, что собранные таможней в 2005 году 74,4 млрд. долларов могли бы легко превратиться в 140 миллиардов. Недаром Греф призвал таможенников к концу 2006 года снизить долю серого импорта до 15%.
Российские вести 22.02.06