Пост сдал
Выборгский таможенный пост будет окончательно закрыт 18 мая 2010 года, мероприятия по ликвидации поста проводятся в рамках реализации Концепции таможенного оформления и контроля в местах, приближенных к государственной границе РФ. Представители бизнеса считают, что в результате закрытия пострадают получатели грузов. Они переоценят себестоимость товара, и за радикальное решение ФТС в конечном счете заплатит потребитель.
Федеральная таможенная служба (ФТС) опубликовала приказ № 457 от 10 марта 2010 года, согласно которому с 18 мая 2010 года Выборгский таможенный пост (находится в терминале корпорации «Стерх», он не работает с февраля) Санкт-Петербургской таможни ликвидируется.
Справка: всего в Петербурге 4 поста таможни. 2 на севере - Пискаревский ("Транссфера") и Выборгский ("Стерха"). 2 на юге - Южный (ОАО "Совавто–СПб") и Шушарский (ООО "Восход").
Таможенное оформление в регионе осуществляется на таможенном посту Шушарский Санкт-Петербургской таможни (включая Курортный и Приморский районы города Санкт-Петербурга). В регион деятельности таможенного поста Южный Санкт-Петербургской таможни включены Адмиралтейский, Василеостровский, Петроградский и Центральный районы города Санкт-Петербурга, муниципальные образования Выборгского района Санкт-Петербурга: поселок Парголово, муниципальные образования – муниципального округа Сампсониевское, Светлановское, Сосновское, Парнас. Таможенное оформление также будет усилено за счет планируемого открытия дополнительных отделов таможенного оформления на Южном таможенном посту Санкт-Петербургской таможни. В полном объеме работают все таможенные посты Балтийской таможни. На днях издан приказ СЗТУ о начале реализации проекта «сухой порт».
В ФТС уверены, что закрытие поста, пройдет гладко. «Закрытие Выборгского поста не повлияет на работу других постов, в настоящее время все посты работают в штатном режиме, очередей при подъезде к местам таможенного оформления не наблюдается. Каких-либо жалоб управление не получало», - сообщил Николай Врагов, начальник пресс-службы Северо-Западного таможенного управления ФТС РФ.
Нет проблем?
Однако участники рынка отмечают, что закрытие поста повлечет серьезные проблемы. Среди компаний, которые затронуло решение о закрытии выборгского таможенного поста Санкт-Петербургской таможни, корпорация «Стерх», осуществляющая работу терминала в Осиновой роще.
«Закрытие Выборгского поста приведет к остановке работы склада временного хранения, на котором сейчас происходит оформление большого количества компаний-импортеров, этот пост обслуживал треть потоков, которые ввозились в Петербург из стран Скандинавии,- сообщил Игорь Щипцов, представитель корпорации «Стерх». - Перераспределение этих потоков на другие посты вызвало большие проблемы, пробки на других постах растягивались на 10 и более километров. От этого снижается скорость оформления грузов. Будут страдать компании-импортеры, им придется повышать платежи перевозчикам за простой техники. В среднем на терминал до закрытия приходило 200-250 машин в день, а до кризиса терминал мог обслуживать до 800 машин в день, с этими потоками оставшимся постам просто не справиться».
Представители бизнеса подтверждают сложность ситуации. «Закрытие Выборгского таможенного поста отрицательно скажется на многом, это был один из ключевых постов на Северо-Западе, и этот пост, и трансферы обрабатывали 70% грузов, приходящих в регион по суше, - считает Сергей Русаков, генеральный директор Холдинга «АРИВИСТ group». - Выборгский закрылся и если закроется Пискаревский, то те несколько терминалов на юге, которые остались, будут не способны переварить требуемое количество грузов. Сейчас персонал, который у нас работает на Южном посту, испытывает двойные нагрузки, нам приходится людей переводить в ночные смены и все находится на грани выживания. На подъездах очереди огромные, пробки даже на ближайших улицах».
«Мы работаем с Южным постом, можем подтвердить, что очереди возросли многократно, - сообщает Сергей Куклов, менеджер компании Transport Logistics. - Пост вынужден привлекать инспекторов из других городов России, он работает сейчас в усиленном режиме и едва справляется с нагрузкой».
Виновата контрабанда?
Некоторые СМИ связывают закрытие Выборгского поста с рядом фактов пресечения ввоза контрабандных товаров.
Напомним, что деятельность таможенного поста Выборгский Санкт-Петербургской таможни была временно приостановлена с конца февраля 2010 г. в связи с задержанием при проведении оперативных действий сотрудниками Главного управления по борьбе с контрабандой (ГУБК) ФТС России 22 автотранспортных средств с товарами, прибывшими для таможенного оформления на Выборгский таможенный пост Санкт-Петербургской таможни. При этом фактический вес задержанных партий товара общей стоимостью более 300 млн рублей существенно превысил заявленный. В ходе проверки возбуждено уголовное дело по ст. 188 УК РФ (контрабанда).
«Как известно нам по этому делу ни терминалу, ни каким-либо другим структурам компании претензий со стороны таможни предъявлено не было. Проверка проводилась исключительно внутренняя, в отношении сотрудников поста. Кого задержали, нам не известно»,- сообщил представитель компании «Стерх», управляющей таможенным постом.
«Может быть, это и неплохо, потому что сейчас оформление будет проходить непосредственно на границе и рисков связанных с недостоверным декларированием станет меньше, - говорит Сергей Русаков. - Понятно, что с одной стороны таможня делает это для того, чтобы убрать существующие потоки контрабандного товара и пост закрывают небезосновательно, но с другой стороны пресекать потоки контрабанды надо без таких радикальных мер. А если завтра обнаружится контрабанда в порту, что, и порт надо будет закрывать?».
Следующим может стать Пискаревский пост
По официальной информации, закрытие Выборгского поста происходит в целях усовершенствования структуры таможенных органов и в рамках реализации концепции таможенного оформления и контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. В рамках концепции в прошлом году было закрыто 45 таможенных постов в Москве.
«В ФТС существует некая концепция выдавливания всего таможенного оформления на границы. С одной стороны, это понятно. Но нельзя, не построив что-то новое, рушить уже существующее», - уверен Сергей Русаков.
Ожидается, что следующим будет закрыт Пискаревский пост (терминал группы компаний «Транссфера»). В пресс-службе СЗТУ рассказали, что пока Пискаревский пост работает в полном объеме, однако «прорабатывается ряд вопросов по его дальнейшему функционированию, не исключено, что по нему будет принято решение, аналогичное Выборгскому».
Представители «Транссфера» официально ситуацию не комментируют, но работник компании поделился своими опасениями: «До нас пока только доходят слухи, что пост закроют, мы этого ждем, но руководство все держит в тайне, толком ничего не известно, все надеются на чудо. В случае закрытия поста инспекторов, возможно, перенаправят, а рядовых работников, скорее всего, по собственному желанию попросят уволиться. Сейчас очереди на пост стоят огромные, у нас на усилении работают инспекторы из Мурманска».
Логистические комплексы «Транссферы» и «Стерха» построены в рамках концепции переноса таможенного оформления грузов в регионе в зону КАД. Закрытие постов фактически лишает терминалы работы.
«Конечно, в теории чем больше таможенных постов, тем лучше, - оценивает ситуацию эксперт Олег Белый, директор Института проблем транспорта им. Н. С. Соломенко РАН. - Но в жизни это требует дополнительных инвестиций. Если есть на что возводить новые посты и они готовы принять заявленные мощности, то это позитивно, а если в результате ничего нового не построено, а старый пост уже закрыт, то это, безусловно, плохо отразится на логистике транспортных перевозок».
Импорт подорожает
Как говорят логисты, ситуация вокруг постов может привести к удорожанию товаров.
«Компании-импортеры должны каким-то образом компенсировать свои возросшие затраты, плюс кроме естественных потерь обычно возрастает и тарифная политика компаний за использование складов временного хранения, как, например, это было в Москве при закрытии нескольких постов. Конечная товара стоимость, скорее всего, отразится на покупателях», - считает Игорь Щипцов (корпорация «Стерха»).
«Прежде всего пострадают получатели грузов, которые в итоге переоценят себестоимость товара или сырья. А в результате за все заплатит потребитель», - согласен Сергей Русаков (холдинг «АРИВИСТ group»).
В кризис.ру; 18.03.10