Правила таможни
Интеграционное взаимодействие России, Беларуси и Казахстана выходит на новый уровень
В нынешнем году завершится создание полноценного таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. Как отмечалось в ходе недавнего межгосударственного экономического форума "СНГ: 20 лет вместе", основы интеграционного взаимодействия трех стран заложены в Союзном государстве. Ведь сотрудничество таможенных органов России и Беларуси успешно развивается с середины 90-х годов. Соответствующие российско-белорусские правила, разработки и механизмы согласования межгосударственных интересов востребованы и в рамках Таможенного союза. О расширении таможенного пространства, его перспективах корреспондент "СОЮЗа" беседует с экспертом Управления по связям с общественностью Федеральной таможенной службы Викторией Абрамовой.
- Что вы могли бы сказать об основных направлениях взаимодействия ФТС с Беларусью в рамках координации таможенной политики Союзного государства?
- Таможенному комитету Союзного государства в июне исполняется 15 лет. За минувшие годы комитет, без преувеличения, проделал колоссальную работу. Это касается, например, унификации таможенного законодательства, обеспечения единого порядка и условий ввоза товаров и транспортных средств, а также условий вывоза и транзита товаров. Столь высокий уровень российско-белорусского взаимодействия вызвал интерес с казахстанской стороны, ее представители ныне участвуют в качестве наблюдателей в работе коллегии Таможенного комитета. В настоящее время завершается работа над проектом Договора об Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза. Одновременно проводятся рабочие встречи руководителей таможенных служб России, Беларуси и Казахстана. Это позволяет координировать работу национальных таможенных служб с учетом задач развития Таможенного союза и формирования Единого экономического пространства и в рамках СНГ.
14 марта в Минске состоялось 25-е заседание Комиссии Таможенного союза. Была заслушана информация о вопросах, включенных в повестку дня заседания Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств. Кроме того, участники заседания проинформированы о переносе транспортного контроля с белорусско-российской границы на внешний контур Таможенного союза и, кроме того, о переносе таможенного и других согласованных видов государственного контроля с российско-казахстанской границы на внешнюю границу Таможенного союза с 1 июля 2011 года..
- Какие вопросы общего таможенно-экономического пространства в рамках Таможенного союза удалось решить к настоящему времени?
- Для национальных таможенных органов начало работы Таможенного союза стало одним из важнейших достижений минувшего года. Мы с коллегами из Беларуси и Казахстана работали над подготовкой нормативной базы и предприняли комплекс мер для плавного перехода на новое законодательство. Проводилась также многосторонняя разъяснительная работа для обеспечения бесперебойного перехода на применение нового законодательства. Для оперативного решения проблемных вопросов был создан Ситуационно-консультационный центр Федеральной таможенной службы. А издание ряда разъяснительных писем ФТС обеспечило единообразное применение норм законодательства в рамках новых правил перемещения товаров не только внутри Таможенного союза, но и через пределы его таможенной территории. Итогом этой работы стали введение единых мер нетарифного регулирования, а также разработка и вступление в силу Таможенного кодекса - основополагающего документа, регулирующего таможенные правоотношения в Таможенном союзе.
С вступлением в силу нового законодательства упростился экспорт высокотехнологичных и несырьевых товаров, не облагаемых вывозными пошлинами; оптимизировались и упростились таможенные операции. Современное таможенное законодательство совмещает в себе интересы бизнеса и эффективную систему государственного контроля.
Успешно проходит внедрение интернет-технологии при электронном представлении сведений для таможенных органов. Развитие электронного декларирования стало фундаментом для внедрения технологии удаленного выпуска товаров, при которой процессы документального и фактического контроля осуществляются различными таможенными органами. На 1 января нынешнего года таможенные органы России выпустили 6,5 тысячи электронных деклараций по технологии удаленного выпуска. Таких результатов нельзя было бы достичь без тесного сотрудничества с нашими коллегами из Республики Беларусь, с которыми нас связывает более 10 лет совместной успешной работы.
Российская газета