Правительство хочет ограничить ввоз авто с правым рулем
19 мая правительство России на очередном заседании рассмотрит концепцию развития отечественной автомобильной промышленности до 2008 года, предложенную Министерством промышленности и энергетики. Одной из ключевых позиций документа является предложение ограничить в России эксплуатацию автомобилей с правым рулем. Если концепция будет одобрена, то владельцам нестандартных "железных коней" придется раскошелиться на перестановку руля в надлежащее место и корректировку света фар.
Министерство промышленности и энергетики РФ (Минпромэнерго) на днях представило на рассмотрение правительства концепцию развития отечественного автопрома на ближайшие три года. Одним из самых спорных и острых моментов в документе является прописанный одной строкой пункт об ограничении эксплуатации автотранспорта, не соответствующего требованиям правостороннего движения . Если правительство одобрит предложенную концепцию на очередном заседании 19 мая, то чиновники Минпромэнерго, Министерства внутренних дел и Министерства транспорта уже осенью этого года приступят к разработке конкретных мер по борьбе с праворульными авто. Полностью запретить ввоз правшей в Россию не позволяет действующее законодательство, поэтому чиновникам придется искать обходные пути. Самое простое - отказывать владельцам праворульных машин в техосмотре и заставлять их передвигать руль в стандартное положение. Второй путь - отказывать таким машинам в постановке на учет в ГАИ.
В России 1,28 млн. правшей
Согласно подсчетам экспертов в начале 2005 года парк праворульных машин в России составлял порядка 1,28 млн. авто, из которых, по различным оценкам, от 95 до 97% принадлежит жителям Дальнего Востока. При этом праворульные автомобили становятся популярнее год от года. В течение 2004 года в Россию было завезено в общей сложности 160 тыс. таких машин. Участники рынка говорят о том, что предложение Минпромэнерго слишком размыто. Какие меры предложат чиновники, пока неясно. Скорее всего, будет ограничен ввоз авто, а на эксплуатацию запрета не будет , - сказал ГАЗЕТЕ президент ассоциации Российские автомобильные дилеры Олег Наумов. По его словам, ограничение ввоза будет обоснованной мерой, поскольку правый руль рассчитан на иную систему движения. С точки зрения безопасности и удобства водителя на дороге, безусловно, есть большая разница. Правый руль в принципе не соответствует российским сертификационным требованиям , - резюмировал Наумов.
С ним не согласен депутат Госдумы Виктор Похмелкин, который обвиняет в лобби "антиправорульного" закона российских автопроизводителей, желающих занять нишу дешевых японок . Идея запрета абсолютно неправильна. По всем экспертным оценкам, никакой угрозы они не представляют. Конечно, есть некие трудности при обгоне слева, зато открывается хороший обзор справа , - пояснил ГАЗЕТЕ Похмелкин. По его словам, особенно остро эта проблема стоит на Дальнем Востоке, где треть регионального бюджета так или иначе связана с импортом праворульных авто из соседней Японии.
Езда с препятствиями
Идея законодательного запрета праворульных авто витает в воздухе уже не первый год. В 1993 году правительство России приняло постановление 79, которое предписывало МВД прекратить с 1 июля 1993 года регистрацию машин с правым рулем, а с 1 января 1995 года вводило запрет на их эксплуатацию. Однако президент России Борис Ельцин под влиянием масштабных акций протеста отменил постановление. В августе 2002 года была предпринята новая попытка наступления на праворульные авто: в Минпромнауки разработали комплекс мер по развитию отечественного автопрома, среди которых было предложение запретить с 2005 года ввоз иномарок с правым рулем из-за их повышенной аварийной опасности. Однако и тогда противникам правшей не удалось отстоять свои позиции: депутаты Госдумы вызвали тогдашнего главу Минпромнауки для объяснений, и ему пришлось пойти на попятную.
Главные аргументы лоббистов закона против авто с правым рулем - техническое несоответствие таких авто российским Правилам дорожного движения (ПДД). В частности, как рассказал ГАЗЕТЕ бывший конструктор АЗЛК, российские стандарты предписывают такую установку фар головного света, при которой световой пучок больше освещает правую часть дороги и правую обочину. На автомобилях с правым рулем свет фар направлен в другую сторону - на левую часть дороги, и в результате в темное время суток водитель встречного автомобиля оказывается ослепленным светом фар. Кроме того, правый руль не предназначен для правостороннего движения, поскольку обзор для обгона слева затруднен. Например, при обгонах фур на загородных трассах водителю приходится "выставлять" на встречную полосу почти половину автомобиля.
Из автомобилей с правым рулем пассажиры вынуждены выходить на проезжую часть, что повышает риск попасть под мчащуюся мимо машину.
Кроме того, праворульные водители нередко сталкиваются с тем, что "гаишники" не могут понять, кто управляет транспортным средством, и останавливают машину только потому, что видят, как на водительском месте сидит человек с пивом или маленький ребенок.
"Для хорошего водителя неважно, с какой стороны находится руль"
Любители автомобилей с правым рулем говорят, что все эти сложности не являются проблемой для опытного водителя. Как рассказала ГАЗЕТЕ автолюбитель Елена Титова, пересевшая на чистокровный японский внедорожник три года назад, "привыкнуть к правому рулю не составило особого труда. Через два-три дня это перестало казаться необычным и вошло в порядок вещей, а необъяснимый страх к неизведанному ранее и потому непривычному расположению "баранки" улетучился. По сути, для хорошего водителя не так важно, с какой стороны находится руль. Что касается обгона грузовиков и автобусов, то при езде по Москве с ее постоянными пробками и низкой средней скоростью потока машин, это совсем не опасно. К тому же на праворульных машинах с высокой посадкой - на джипе или мини-вэне - водитель сидит выше большинства соседей по дороге и адекватно оценивает дорожную ситуацию поверх крыш легковушек".
Апологеты праворульных авто также убеждены, что все технические несоответствия легко можно устранить. Так, проблема направления света решается установкой на автомобиль фар головного света от соответствующей модели автомобиля в европейской комплектации или установкой в фары специальных экранов, которые формируют световой пучок, соответствующий российским требованиям. Стоимость такой операции колеблется от 400 до 700 долларов.
Переставить руль справа налево тоже не так проблематично, вот только заплатить за это хирургическое вмешательство придется от 2 до 5 тыс. долларов.
Газета 19.05.05