"Пробка" раздора
Вчера утром длинная очередь из грузовиков, скопившихся на границе Россия-Финляндия, сократилась со 100 до 50 километров, но к вечеру опять начала расти. И ожидается, что на этой неделе ситуация на границе обострится.
Автоперевозчики называют нынешнюю многокилометровую пробку беспрецедентной. Финские власти уже пожаловались на Россию в Евросоюз, настаивая на уменьшении количества бюрократических процедур и развитии дорожной сети. Кроме того, как уже писала в предыдущем номере "РГ", они изучают возможность введения для российских фирм платы за пользование дорогами. А для этого пообещали, что около погранперехода Валемаа будет сооружена платная стоянка вместимостью около одной тысячи тяжелых грузовиков.
Российские перевозчики относятся к созданию такой стоянки, разумеется, отрицательно, поскольку из-за этого сразу же возрастут цены на импортируемые товары. Стоит отметить, что взаимный товарооборот России и Финляндии в этом году составит около 15 миллиардов евро. По мнению экспертов, подобные накопители не решат проблем с очередями. При этом финская сторона заявляет, что в заторах виновата исключительно российская таможня. Ведь если финны оформляют один автомобиль за 2-3 минуты, то российская таможня уделяет аналогичной процедуре до 30 минут.
Между тем в Федеральной таможенной службе вчера "РГ" еще раз подчеркнули, что доля вины таможни в пробках на северо-западных границах составляет всего 5 процентов. Основной "источник зла" - нерасторопность фитосанитарных и ветеринарных служб, транспортных инспекций, пограничников, в целом пяти вспомогательных служб, которые не могут обеспечить бесперебойный процесс.
Напомним, что с 1 июля 2007 года на российских таможенных границах должно было заработать "одно окно", а из проверяющих остаться только пограничники и таможенники. Однако это решение правительства до сих пор не выполнено.
"Для таможни сегодня официально установлен контрольный стандарт оформления товаров - 21 минута, для остальных служб таких нормативов нет", - рассказывает глава ФТС Андрей Бельянинов. Поэтому тот же ветеринарный контроль может занимать более трех часов. Но спрос идет почему-то с таможенников. В связи с этим он от лица своей службы еще с начала декабря рекомендует перевозчикам ввозить товары через более свободные белорусскую или украинскую границу.
Однако первый вице-президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Алексей Васильков считает, что что для борьбы с пробками на границах нужны новые таможенные технологии, а не ввоз товаров через Белоруссию, который перевозчикам невыгоден. Сначала на уровне правительственных структур должна быть достигнута договоренность, чтобы в Белоруссии не исчезали грузы и прекратился принудительный конвой, цена которого почти равна фрахту. Впрочем, это пожелание наполовину выполнено. Белорусская таможня ввела ограничения по таможенному сопровождению автомашин с грузами.
Финны рассчитывают, что пробка из большегрузных автомобилей рассосется не ранее 25 декабря. При этом в отличие от российской стороны финские и европейские коллеги сегодня к обеду работу остановят и возобновят в обычном режиме только 2 января.
Российская газета; 25.12.07