Прокуратура прошлась по Таможенному кодексу
Северо-Западная транспортная прокуратура пришла на таможню. Суровая инспекция буквально постатейно отслеживала исполнение Таможенного кодекса. Вопросов возникло много. Как к таможне, так и к самим прокурорам. Об этом было заявлено на прошедшей в Петербурге коллегии образованного не так давно надзорного органа.
Заслон на «зеленом коридоре»
Пассажиры международных рейсов должны выбирать, по какому «коридору» им проходить таможенный контроль: «красный» предполагает, что у них есть товары, подлежащие декларированию, выбирая же «зеленый», гражданин «говорит», что ничего обязательного к регистрации у него нет. Ответственность для обманщиков определяется по административному и уголовному кодексам. Однако, как выяснили прокуроры, в частности в аэропорту «Пулково» нарушителей на «зеленом коридоре» выявляется маловато. Инспекторов и оперативный состав попросили более внимательно отслеживать пассажиропоток. В результате с начала года задержаны 209 человек, которые пытались незаконно вывезти валюту. В отношении 22 из них возбуждены уголовные дела по статье «контрабанда», остальные привлечены к административной ответственности по статье 16.4 КоАП РФ (недекларирование либо недостоверное декларирование валюты).
В прокуратуре отметили (к слову пришлось, что в зоне деятельности Пулковской таможни почти в три раза (с 5 до 14) увеличилось и число уголовных дел по контрабанде товаров. Хотя цифры и небольшие — это уже результат, причем удалось добиться стопроцентного привлечения виновных к уголовной ответственности.
Получатель: фирма-призрак
Добиться не только стопроцентного наказания, но и стопроцентного выявления преступлений пока не могут таможенники, работающие на сухопутных границах. Дело в том, что, по словам первого заместителя Северо-Западного транспортного прокурора Игоря Зайцева, примерно 60% фирм, работающих на международных перевозках, существуют не более трех месяцев. За последние два года «текучка» оказалась весьма серьезной — около 14 тысяч компаний с линии внешнеэкономической деятельности исчезло, но примерно столько же и появилось. Сразу после выполнения нескольких рейсов фирма попросту испаряется.
На долю так называемых «однодневок» приходится большая часть перевозок контрабандного товара. Привлекать к ответственности водителей фур — бессмысленно, а найти руководство фирм-призраков практически невозможно. От их деятельности страдает не только рядовой потребитель, который получает некачественный товар, но и государство — казна недосчитывается многих миллионов рублей. В 2007 году при проверках таможенной инспекции, ответственной за поиск неплательщиков, возбуждено почти 1000 дел об административных правонарушениях и около 50 уголовных дел, в итоге доначислено почти 200 миллионов рублей в счет пеней и штрафов, получить с должников удалось пока только 62 миллиона.
Однако есть ситуации, когда достаточно сложно определить, кто должен нести ответственность за провоз контрабандных товаров, а также в тех случаях, когда товары проходят по документам под другими наименованиями, что позволяет значительно снизить таможенные платежи. К примеру, при морских перевозках. Многие перевозчики получают уже запечатанный и опломбированный груз и не имеют возможности проверить достоверность заявленных в бумагах данных, а на российской границе у них возникают проблемы.
Среди возможных путей решения проблемы, по словам Игоря Зайцева, не просто предварительное электронное декларирование, но и обмен данными между таможнями по обе стороны границы. Нередко случается так, что, к примеру, финскую границу товар проходит по настоящим документам, а на сопредельной территории они меняются, и к российской границе вместо дорогостоящего алюминия приезжает фура «со скрепками». Если бы соседи передавали хотя бы общие параметры грузов, значительный процент контрабанды можно было бы задерживать. Однако для достаточно простой в реализации схеме на практике нужна серьезная подготовка на политическом уровне.
Волокита как главный аргумент против
Впрочем, «подстегивать» надо не только таможенные органы. По словам Северо-Западного транспортного прокурора Александра Бабенина, он «обеспокоен состоянием в таможенной сфере на местах и не удовлетворен прокурорской проверкой». «Строго спросить» пообещал с каждого территориального прокурора.
Дело в том, что многие дела, в частности уголовные, не удается довести до конца по той причине, что сроки предварительного следствия и рассмотрения дел слишком затягиваются. Все это приводит не только к появлению безнаказанных нарушителей, но и наносит серьезный убыток бюджету. Даже несмотря на высокие показатели по собираемости платежей в целом по СЗТУ. По 1132 административным делам назначено наказание в размере почти 358 миллионов рублей, уже взыскано 120 миллионов. Однако 1522 материала о привлечении к ответственности были оспорены в суде и только по 463-м из них решение принято в пользу таможни. Это говорит о недостаточной предварительной работе таможенных органов и надзирающих структур.
Фонтанка.Ру; 30.11.07