Пропускная способность
Пункты таможенного оформления "Домачево", "Варшавский мост", "Козловичи" сегодня являются своего рода столбовой дорогой из стран Таможенного союза в Западную Европу. Как пояснил "СОЮЗу" зам- председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Сергей Борисюк, здесь введена в действие электронная система анализа и управления рисками. В итоге сегодня досматривается лишь одно транспортное средство из 67, что в разы меньше, чем несколько лет назад. Пропускная способность пунктов таможенного оформления значительно возросла. Но и контроль стал в 7 - 8 раз эффективнее.
950 килограммов наркотиков, 59 тонн не подлежащей ввозу алкогольной продукции, 116,7 миллиона штук контрабандных сигарет - вот неполный перечень того, что задержали белорусские таможенники только в прошлом году, защищая экономические интересы не только своей страны, но и Союзного государства, а теперь и Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана.
Собранные пошлины измеряются многими сотнями миллионов долларов. Три государства в 2010 году ввели единые меры тарифного и нетарифного регулирования, общий таможенный кодекс.
Недавно на западную границу Союзного государства вынесен транспортный контроль. Это значительно оживило транзитный поток грузов, перевозимых через Беларусь. 70 процентов их перевозится автомобильным транспортом, количество машин, пересекающих белорусские границы, увеличилось за год на 22 процента. То, что создание Таможенного союза повысило транзитную привлекательность Беларуси, России и Казахстана, подтверждает и представитель таможенной службы России при ГТК Беларуси Сергей Гармоников.
Напомним, что первая союзная программа, направленная на первоочередное развитие таможенной инфраструктуры, была принята еще в 1997 году. В соответствии с ней реконструированы 8 пунктов пограничного таможенного оформления - в том числе на главных международных магистралях "Козловичи", "Варшавский мост", "Новая Гута". В 2007 году программа была завершена: пропускная способность возросла с 7500 до 18 920 автомобилей в сутки.
Параллельно выполнялась аналогичная национальная комплексная программа.
Сегодня белорусские таможенники способны оформлять 21 тысячу легковых и грузовых машин в день. К концу 2015 года, когда будут реконструированы и построены еще 11 пунктов пропуска на границах со странами ЕС и Украиной, эта цифра возрастет до 34 тысяч автомобилей. Возможно, часть этой работы будет профинансирована из союзного бюджета. Таможенные комитеты Беларуси и России подготовили проект очередной совместной программы модернизации пунктов таможенного оформления.
А поскольку эффективность таможенных служб во многом зависит от слаженности их работы, было решено создать в Таможенном комитете Союзного государства Единую автоматизированную информационную систему. Что и сделано благодаря реализации белорусско-российской программы, завершившейся в 2010 году.
И новые, и действующие пункты таможенного контроля постоянно оснащаются высококлассным оборудованием. Этот современнейший арсенал продемонстрировали журналистам на одной из белорусских региональных таможен. Мы лично убедились: спрятать недозволенное невозможно хоть в ручной клади, хоть в кузове огромной фуры. Вот многотонный грузовик проезжает под "рамку" сканирующего аппарата - и оператор на мониторе отчетливо видит все, что находится в кузове. Остается сравнить изображение с накладной, и если есть несоответствия - грузовик на специальной площадке будет подвергнут тщательному досмотру. У владельцев легковушек шансов провезти контрабанду не больше. Таможенник с прибором, напоминающим обычный дипломат, тут же высветит все спрятанное в тайниках. Добраться до них порой непросто, и чтобы не смущать честных путешественников, имеется специальный бокс - с подъемником, дополнительными приборами, инструментами... Если же кто-то перевозит наркотики или только держал их в руках даже недели две назад, то на белорусскую таможню ему тоже лучше не соваться - прибор-анализатор выявит мельчайшие дозы запретного зелья или химиката. На вооружении таможенников в дополнение к профессиональной интуиции находятся десятки современных приборов. Многие из них разработали белорусские ученые и специалисты, а выпускают для всего Союзного государства белорусские предприятия.
К слову, ожидается, что с 1 июля все виды пограничного, таможенного, ветеринарного, фитосанитарного контроля в Таможенном союзе будут вынесены на его внешний контур.
Российская газета