31.05.05

Работа местная доходы общие

В прошлом году на Свердловской магистрали провели опрос, чтобы выяснить мнение клиентуры и пассажиров о работе железнодорожников.

Оказалось, что их отзывы зачастую не самые благоприятные. Железнодорожников упрекали за отсутствие оперативности в работе, бюрократизм, несоблюдение сроков исполнения договоров, высокие затраты. Особенно часто такие претензии высказывали представители малого и среднего бизнеса.

Если крупные и большинство средних предприятий имеют долгосрочные планы погрузки и способны сформулировать свои требования к железной дороге исходя из них, то мелкий бизнес за неимением складских помещений вынужден более оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка. Поэтому быстрое оформление документов и доставка груза превращаются для них в серьезную проблему.

Словом, данные исследования заставили многие службы магистрали по-новому взглянуть на собственную работу, вспомнив непреложное правило рыночной экономики: клиент всегда прав.

Значительная часть погрузки и выгрузки дороги приходится на подъездные пути предприятий. В прошлом году здесь в среднем грузили свыше пяти тысяч и выгружали почти четыре с половиной тысячи вагонов в сутки.

Если с погрузкой дело обстоит более или менее благополучно, предприятия сами заинтересованы в быстрой доставке товара потребителю, то под выгрузкой вагоны простаивают подчас не только сверх всякой нормы, но и сверх здравого смысла. Потому основные усилия службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок были сосредоточены именно на этом участке.

В сентябре прошлого года на магистрали был утвержден стандарт организации управления местной работой, определивший главные направления деятельности. В соответствии с ним сформировалась система организации выгрузки и работы с промышленными предприятиями, которая включила контроль за развозом местного груза, развитием подъездных путей, улучшением использования вагонов в местах общего пользования.

С помощью транспортных комиссий, созданных при участии субъектов РФ, удалось снизить простои вагонов под грузовыми операциями. Некоторые предприятия добились существенных результатов. Так, управление материально-технического снабжения и комплектации Уралтрансгаза на станции Лечебная смонтировало козловой кран грузоподъемностью 32 тонны, сделало подкрановые пути, уложило четыре с половиной километра колеи, в результате чего простои снизились без малого на пять часов. Одна лишь установка нового крана на станции Сургут-порт ОАО Тюменьэнерго сократила простой вагона на пять с лишним часов.

Но есть и другие примеры. За прошлый год с недобросовестных предпринимателей взыскано почти два миллиона рублей за сверхнормативное использование вагонов на подъездных путях.

На дороге совместно с клиентами разрабатываются единые технологические процессы, в которых предусмотрены меры совершенствования обработки вагонов. Сегодня их на магистрали свыше семидесяти. С принятием ЕТП на 15 предприятиях простои снизились на три часа. В целом, по данным начальника службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Равиля Сафиуллина, только за прошлый год клиенты сократили простои настолько, что это позволило дополнительно отправить грузов на 170 миллионов рублей.

В Нижнем Тагиле маневровая работа на территории Уралвагонзавода значительно осложнялась тем, что из-за долгого оформления документов на железнодорожных путях скапливалось до четырех сотен новых вагонов. Для ускорения маневровой работы завод приобрел два локомотива ТЭМ18, установил новое оборудование, внедрил автоматизированную систему управления Транспорт , изменил организацию работы. Все это обошлось в 60 миллионов рублей. В итоге время оборота вагонов на подъездных путях предприятия сократилось с 56 до 33 часов. В результате на 18 часов снизились простои местного вагона на станции Вагонозавод.

Сейчас в связи с пуском Пуровского завода по переработке газового конденсата подобная работа проводится на станции Лимбей. Улучшилась ситуация на подъездных путях Сургутского завода стабилизации конденсата, увеличившего отгрузку продукции в собственных цистернах.

Подумали специалисты дороги и над тем, чтобы сократить время простоя вагонов при таможенных операциях. Ежесуточно из-за этого простаивают около 50 вагонов. На Нижнетагильском таможенном посту, например, организован круглосуточный режим работы инспекторов без выходных и праздничных дней. В результате таможенное оформление стало проводиться всего за полтора-два часа. Это привело к тому, что при общем сокращении простоя на металлургическом комбинате на пять часов ускорение таможенных процедур составило почти полтора часа.

В первом квартале были открыты постоянные и временные зоны таможенного контроля на станциях Пыть-Ях, Михайловский Завод, Верх-Нейвинск. На базе опорных товарных контор на станциях Блочная, Тюмень, Нижний Тагил, Сургут готовятся к открытию центры с расширенным перечнем транспортных услуг. Первый из них вскоре откроется на станции Свердловск-товарный.

Сейчас главное внимание уделяется организации работы объединенных товарных контор на опорных станциях. Отрабатываются технологии их взаимодействия с прикрепленными станциями. Товарные конторы должны превратиться в центры продаж услуг железнодорожного транспорта, говорит Равиль Сафиуллин. Нынешний год объявлен на магистрали годом товарных контор , потому сделать предстоит немало.

В перспективе планируется внедрение логистических технологий развоза местного груза, предусматривающих создание на коммерческой основе регламентных ниток срочной доставки. По мнению специалистов дороги, со временем, когда операторские компании возьмут на себя до половины перевозок наиболее выгодных грузов, а пока тенденция именно такова, в качестве одного из главных источников получения прибыли останется оптимальная организация работы с местным грузом.

Вот тут и пригодится опыт внедрения логистических технологий, о которых идет речь сегодня и которые отрабатываются на дороге. Помешать этому может только одно отношение к местной работе как к чему-то второстепенному, не настолько важному, как, например, погрузка.

Евгений УШЕНИН,
соб. корр. Гудка 31.05.05