Реэкспорт в РФ подсанкционных товаров – незаконный или неизбежный
Объемы незаконных реэкспортных поставок в Россию подсанкционных продовольственных товаров не сокращаются: по имеющимся данным, за последние три года реальный объем сельхозпродукции в РФ оказался минимум на 20% выше официально регистрируемого. Причем минимум половина данных поставок – подсанкционные товары, а свыше половины их объема приходится на поставки через другие страны ЕАЭС.
Глава Россельхознадзора Сергей Данкверт на днях предложил ужесточить меры борьбы против, по его словам, «контрабандистов, которые ввозят в страну подсанкционные продукты», поскольку те стали действовать «более изощренно». В частности, он считает необходимым «ввести ответственность также для перевозчиков и водителей транспорта. Речь должна идти о конфискации машин и товара, а также о запрете перевозок на пять лет».
С. Данкерт так разъясняет этот тезис: «Побороть нелегальные поставки можно тогда, когда каждый перевозчик будет понимать, что, если он берется везти незаконную продукцию, у него могут конфисковать и машину, и товары». Понятно, что «недобросовестные поставщики пытаются доказать, что их продукция привезена из стран, которые не подпали под эмбарго. Также используется «ложный» транзит (под видом реэкспортного транзита через РФ. – Ред.) и другие преступные схемы. Однако нарушители все равно попадаются».
Продовольственное эмбарго, напомним, было введено указом президента РФ В. Путина от 6 августа 2014 г. против стран, которые ввели или поддержали антироссийские санкции. Сперва оно действовало в отношении сельхозпродукции из США, ЕС, Австралии, Норвегии, Канады (и частично – из Новой Зеландии и Швейцарии). С 13 августа 2015 г. в список были включены присоединившиеся к антироссийским санкциям Албания, Черногория, Исландия, Лихтенштейн, а с 1 января 2016 г. – Украина.
Под эмбарго попали мясо и мясная продукция, молоко и молочная продукция, рыба и рыбная продукция, овощи, фрукты и продукты их переработки. С 27 октября 2017 г. в список запрещенной продукции включили живых свиней (за исключением чистопородных племенных животных), субпродукты, жир животных и животноводческие масла.
Не секрет, что незаконный реэкспорт через другие страны ЕАЭС уже не первый год остаётся в буквальном смысле притчей во языцех в ЕЭК, а также Федеральной таможенной службе РФ, других профильных ведомствах России. Но по-прежнему сохраняется ряд факторов, затрудняющих, если вообще позволяющих странам ЕАЭС коллективно предотвращать и выявлять незаконный реэкспорт.
В этой связи С. Данкверт вполне предметно сетует именно на «контрабандистов». Так, еще 20 января с. г. глава Гостаможкома Белоруссии Юрий Сенько заявил, что «основной объем санкционной продукции, которая попадает в Россию с территории Белоруссии, ввозят сами россияне. Мы продолжаем жестко отрабатывать вопросы незаконного перемещения санкционных продуктов через белорусскую границу». Уточняется, что за прошлый год было составлено по этим фактам «более 600 административных протоколов: в большинстве случаев это нарушители из России». Последние «в Белоруссии приобретают импортную продукцию, а потом по поддельным документам, в том числе как якобы белорусскую продукцию, пытаются ее перевозить в Россию. Тем самым российские нарушители «подставляют» белорусских производителей».
Это утверждение не было опровергнуто профильными ведомствами РФ. Но вряд ли все грехи можно списать на российских контрабандистов. Давно получают от реэкспорта немалую выгоду и сами государства ЕАЭС, которые, напомним, не участвуют в санкционной дуэли между РФ и Западом. Им свободно поступают подсанкционные в РФ товары, что уже само по себе «гарантирует» реэкспорт санкционки.
По имеющимся данным, еще в 2018 г. реальная совокупная доля легальных и «теневых» реэкспортных доходов в наполнении госказны за счет экспортных поступлений составляла в Белоруссии около четверти, в Казахстане – не ниже 20%, Киргизии – до трети. Российская же сторона, наряду с ЕЭК, не настаивает на присоединении других стран Союза к продовольственному эмбарго РФ против стран Запада.
Кроме того, в рамках ЕАЭС с начала 2010-х действуют – подтвержденные ЕЭК 27 мая с. г. – беспошлинный тарифный режим или режим минимальных (не более 4%) тарифов на импорт сельхозпродукции из развивающихся и наименее развитых стран: в целом таковых, по реестру ООН и ЕАЭС, свыше 80. При этом более 60 из них, подчеркнем, находятся в статусе ассоциированных участников ЕС или действует режим свободной торговли указанных стран с ЕС и США.
Весьма характерный в этом контексте пример: хотя российские контрсанкции, повторим, распространены в 2015-м на ассоциированные с ЕС Албанию с Черногорией, эти страны по-прежнему в реестре тех, на кого распространяются упомянутые торговые льготы ЕАЭС. Вот, собственно, еще один, притом прямой, канал сбыта в РФ санкционки.
В тот же льготный торговый режим в ЕАЭС с начала 2010-х и в реестр также включены почти все автономии и даже ряд, заметим, не автономных территорий США, стран ЕС, Норвегии и Австралии, расположенных и за пределами основной территории этих стран. Причем те же районы значатся в качестве отдельных внешнеторговых партнеров РФ. Совершенно очевидно, что столь причудливые «нюансы» заведомо предопределяют неизбежность не только незаконного реэкспорта в РФ и ЕАЭС, но и «теневые» торговые и финансовые операции бизнеса стран Союза с Западом.
Разумеется, означенные «изъяны» не случайны. Ибо обусловлены известной ролью ЕС-региона во внешней торговле России, как и столь же важной ролью РФ в экспорте из стран ЕС. Да и очевидные геополитические факторы не позволяют «перекрывать» все возможности обоюдной торговли. Тем более что европейский бизнес продолжает инвестиционное сотрудничество с российскими партнерами, в том числе торговые связи с «подсанкционым» Крымом.
Все вместе сказанное означает, что навряд ли будут эффективными сугубо запретительные российские меры в отношении реэкспорта в РФ и в целом в ЕАЭС. Скорее требуется уточнение – с обязательным учетом упомянутых факторов – общесоюзных критериев законности и незаконности реэкспортных операций в ЕАЭС-регионе. И в этой связи давно востребовано окончательное уточнение/согласование в рамках Союза внешнеторговых категорий «реэкспорт» и «страна происхождения товара», причем с включением в последнюю и с разъяснением подкатегории «территория происхождения товара».