России не хватает японских автомобилей
Дефицит возник в конце лета, но дилеры надеются компенсировать продажи в IV квартале
Российский авторынок только сейчас начинает ощущать последствия мартовского землетрясения в Японии и аварии на АЭС в Фукусиме. Эксперты и автодилеры говорят, что в России возник дефицит японских автомобилей. Впрочем, торговцы рассчитывают нарастить продажи в IV квартале и выполнить, таким образом, план на этот год.
По оценке аналитика «Инвесткафе» Кирилла Маркина, в августе—октябре этого года от 3 до 7% заказов на японские машины останутся неудовлетворенными. Впрочем, эксперт полагает, что реализации худшего сценария удастся избежать, потому что покупатели частично переориентируются на покупку японских авто российской сборки.
В первом полугодии дефицит японских автомобилей на рынке не ощущался. Сокращение экспорта из Японии было компенсировано поставками со складов в России и Европе. Три японские марки даже вошли в пятерку лидеров по объемам импорта в Россию. Первое место заняла Toyota, которая в прошлом году была лишь третьей. С января по июнь 2011 года в Россию было завезено 51,3 тыс. машин этой марки, или на 100,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. На третьей и четвертой позиции рейтинга также расположились японцы — Nissan (42,2 тыс. штук, прирост 123,5%) и Mitsubishi (33 тыс. штук, 101%).
Но к III кварталу запасы на складах исчерпались. По словам представителя группы компаний «Рольф» Марии Заикиной, дефицит наиболее популярных моделей японских авто, например внедорожников Toyota, возник в июле. Заикина, впрочем, уверена, что на объеме продаж по итогам года нынешняя нехватка автомобилей не скажется. «Мы знаем, что большинство производителей в июне-июле не только практически полностью восстановили производство, но и нацелены на выделение дополнительных квот. Все производители нацелены компенсировать недопоставки III квартала в IV», — отмечает она.
Исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов говорит, что провал в продажах японских машин действительно есть, но резкого обрушения продаж японских иномарок не было. Он ожидает, что уже через пару недель прежние объемы импорта японских моделей начнут плавно восстанавливаться.
Однако, как говорит Удалов, если бы не землетрясение, продажи в этом году могли бы быть больше. Но потребители начали переориентироваться на другие марки. Среди причин произошедшего, по его словам, и высокие сроки ожидания, и боязнь радиоактивности.
Вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев полагает, что японские производителя потеряют часть своего рынка в России, даже несмотря на то, что обещают до конца года решить все проблемы. В частности, говорит он, по статистике видно, что продажи автомобилей Toyota немного проигрывают рынку в целом — они растут не так быстро, как могли бы. Но следует учитывать, что проблемы в Японии сказались и на европейских производителях, которым пришлось сократить производство некоторых моделей, поскольку часть комплектующих поставлялась из Японии. Например, до конца года Audi не будет выпускать Q7 именно по этим причинам.
В целом же в продажи легковых автомобилей в России продолжают расти. Если в 2010 году было продано 1,75 млн новых машин, то в этом году может быть реализовано уже 2,5 млн автомобилей. По данным «Автостата», за шесть месяцев этого года в нашей стране было продано 1,16 млн легковых автомобилей, при этом на долю российских марок пришлось только 26,6%.
По данным Федеральной таможенной службы, в январе—июне Россия увеличила импорт легковых автомобилей на 77,5%. В страну было ввезено 446 тыс. иномарок общей стоимостью свыше $8,4 млрд. По словам Сергея Удалова, объем продаж уже практически вышел на докризисный уровень 2007 года. Сейчас в среднем уже продается 220 тыс. легковых автомобилей в месяц, а это близко к докризисным показателям.
Известия