14.06.11

Российская таможня повернулась к бизнесу лицом?

Много времени, сил и денег утекло с момента запрета таможенной процедуры таможенного транзита внутри крупнейшего Московского бизнес-региона.

Тогда, 22 февраля 2011 года, без объявления "войны", российские таможенники фактически перекрыли деятельность внешних СВХ по таможенному оформлению в рамках деятельности Московской областной таможни (МОТ). Некоторые владельцы внешних СВХ из Питера и других регионов, а также участники ВЭД, восприняли это событие как некий шутливый эксперимент с заевшимися москалями. Однако с момента запрета таможенного транзита прошел сначала один месяц, за ним другой, и вот уже минуло 4 месяца к ряду, а воз и ныне там! Самое интересное, что сам запрет на таможенный транзит был устной командой вышестоящих таможенных руководителей к нижестоящим подчиненным в таможенной иерархии Московского региона. Возможно, по этой причине "таможенная диверсия", для российского и зарубежного бизнеса первоначально воспринималась как некое неверное прочтение Таможенного Кодекса Таможенного Союза (ТК ТС). С другой стороны, ТК ТС вступил в законную силу с 1 июня 2010 года, времени для верного прочтения у российских таможенников всех необходимых статей в русском оригинале было более чем предостаточно. Если конечно не считать, что московские таможенники все-таки читали ТК ТС, но по слогам, и во не рабочее время. В рабочее время ведь все таможенники усиленно трудятся на благо Отчизны, добывая для неё таможенные пошлины и таможенные сборы Стахановскими темпами.

Российский бизнес на второй месяц "таможенной засады" в отношении таможенной процедуры таможенного транзита между базовыми СВХ (где присутствуют таможенные органы) и внешними СВХ (где эти органы напрочь отсутствуют, или не желают присутствовать) забил тревогу. Тревога бизнеса выразилась в обвальном потоке писем в ФТС РФ, ЦТУ, МОТ, Генпрокуратуру, Минюст, Минэкономразвитие, ТПП РФ и другие службы с просьбами и требованиями разобраться в создавшейся ситуации и признать её незаконной. А ситуация создалась и впрямь нехорошая. Посудите сами. В большинстве своем убогие, недоразвитые базовые СВХ полузаконно, со слов таможенников, монополизировали таможенного оформление всех внешнеторговых потоков московского региона. При том, что с одной стороны, Таможенный Кодекс Таможенного Союза не устанавливает чьей-либо монополии по таможенному оформлению. Наоборот, в ТК ТС были заложен лучший мировой опыт таможенного дела, фундаментальные основы по гармонизации и упрощению таможенных процедур для операторов внешне экономической деятельности. С другой стороны, ряд статей ТК ТС, например, 169 п. 1, п. 2, п.3 , ст. 172, ст. 215 пп.4 п.2 и вовсе гласят о рутинной реальности совершения таможенной процедуры таможенного транзита с применением простых технических средств. Например, в ТК ТС черным по белому написано, что контроль таможенной процедуры таможенного транзита может быть осуществлен по средствам визуального наблюдения за грузом от места доставки (прибытия) на базовый СВХ к месту его хранения, к примеру, на внешний СВХ. Причем для визуальной процедуры, по нашему мнению, могут быть использованы, как собственные глаза таможенника, для близоруких таможенников – бинокль, или подзорная труба, для мнительных таможенников – система видеонаблюдения по средствам видеокамер.

Выводы

Проанализировав ситуацию по запрету таможенной процедуры таможенного транзита, начиная с 22 февраля 2011 г., на основе самого Таможенного Кодекса Таможенного Союза, а также по средствам Приказа ФТС РФ № 715 от 6 апреля 2011 года опубликованного в Российской газете 10 июня с. г., и благодаря Разъяснению ФТС РФ № 01-11/25317 от 31.05.2011 г., мы пришли к ошеломляющим выводам:

- Оказывается, физически и юридически, никакого запрета на таможенную процедуры таможенного транзита, как не существовало с момента вступления в законную силу ТК ТС с 1 июня 2010 г. в Московском регионе и РФ, так и не существует на сегодня. Это происходит потому что, ТК ТС полностью отвергает таковой запрет, накладывая лишь разумные технические ограничения на осуществление такого таможенного транзита, что называется, подручным средствами.

- Более того, Приказ № 715 ФТС РФ, официально опубликованный в "Российской газете" 10.06.2011 г. и Разъяснение ФТС РФ № 01-11/25317 от 31.05.2011 г., фактически подтверждают и объясняют статьи Таможенного Кодекса Таможенного Союза 169 п. 1, п. 2, п.3 , ст. 172, ст. 215 пп.4 п.2, о правоспособности таможенной процедуры таможенного транзита импортного товара на любые СВХ и иные места временного хранения. Эти документы окончательно утверждают и предписывают линейным таможенникам, работающим на "земле", как правильно читать Таможенный Кодекс Таможенного Союза, без вольных интерпретаций и вредных комбинаций для российского бизнеса.

- Словесный запрет на таможенную процедуру таможенного транзита, внезапно возникший в конце февраля 2011 года, и "убивший" половину внешних СВХ Московского региона, должен быть идентифицирован как "диверсия" российскому бизнесу Федерального масштаба. За эту "диверсию" должны отвечать чиновники таможенной службы РФ всех рангов и подстрекающие их коммерсанты, преимущественно базовых СВХ.

- У нас в Московском регионе наблюдается альянс "слившихся в экономическом экстазе" бизнесменов и таможенников. Но этот альянс уже не где-то там, на переходах у государственной границы РФ. Он рядом с Кремлем и Белым домом! И с этим надо что-то делать.

- Необходимо высадить всех таможенников на нейтральную территорию в разные логистические парки и логистические хабы. Владельцы таких логистических парков будут счастливы сдать недорого и надолго таможенной службе пустующие 500-1000 м. кв. ради притока ликвидных арендаторов в их парки. А Государство, тем самым, обеспечит равный, не дискриминационный доступ участников ВЭД, импортеров, владельцев СВХ, экономических операторов и т. д., к государственному таможенному органу для таможенного оформления. И никаких скандалов, взяток и монополий.

- Российским предпринимателям, владеющим внешними СВХ, целесообразно обратиться в курирующий таможенный орган с требованием, о выполнении соответствующих статей ТК ТС для реализации своего законного права таможенной процедуры таможенного транзита с базового СВХ на внешний СВХ. Собственно, это же предписывает Приказ № 715 ФТС РФ и Разъяснение ФТС РФ № № 01-11/25317.

А под лежачий камень, как мы знаем, вода не течет!

Finam.info