14.02.06

Российский потребительский рынок защитят от ВТО

Минэкономразвития придумало, как защитить российский потребительский рынок от ожидаемой после присоединения России к ВТО экспансии зарубежной продукции. Вчера замдиректора департамента торговых переговоров Минэкономразвития Андрей Кушниренко пообещал, что в течение трех-четырех лет после присоединения России к ВТО импортные пошлины на потребительские товары снизят всего на 5% - с 15% до 10%. Исключение составят компьютеры и средства для их производства, импортные пошлины на которые в течение трех лет будут обнулены.

"Если мы договоримся о пошлине в размере 10%, то поднять ее, например, до 12% будет очень сложно",- заявил Андрей Кушниренко. Уважительной причиной для повышения пошлин может стать угроза отдельной отрасли со стороны западных производителей. "Если объем импорта конкретной продукции возрастет так, что положение нашего производства заметно ухудшится, то тогда мы сможем ввести защитные меры в виде квот на поставки этого товара или антидемпинговых пошлин",- говорит чиновник.

Еще одним защитным механизмом станет разработка технических регламентов, с помощью которых можно будет контролировать потоки импортной продукции, повысив требования к товарам внутри страны по сравнению, например, со странами ЕС. "Эти меры очень популярны в разных странах мира",- утверждает Кушниренко.

Участники потребительского рынка в целом позитивно оценивают подготовленные Минэкономразвития защитные меры. "Слова Кушниренко свидетельствуют о том, что засилья иностранных товаров, которое пагубно скажется на российском производстве, прогнозировать не стоит",- полагает директор управления внешних связей торгового дома "Копейка" Мария Маркова. По словам директора департамента по связям с общественностью "Спортмастера" Сергея Агибалова, защитные меры для потребрынка действительно необходимы, поскольку у импортеров по сравнению с российскими производителями есть масса преимуществ - например, доступ к длинным и дешевым кредитным ресурсам. Впрочем, по его словам, все известные брэнды, которые хотели прийти в Россию, уже пришли, поэтому активного наступления иностранных товаров не ожидается. "Многие западные продукты уже производятся в России",- соглашается пресс-секретарь сети "Патэрсон" Надежда Сенюк. По ее словам, меры тарифного ограничения смогут также обеспечить бесперебойные поставки товаров в магазин. "Для нас важны не столько цены на продукцию, сколько ее наличие в магазине",- подчеркивает Надежда Сенюк.

Впрочем, Андрей Кушниренко предупредил, что в случае повышения пошлин на одни товарные группы правительству придется пойти на уступки, понизив их в других секторах. Так было, например, со странами Евросоюза, которые три года назад ввели квоты на зерно, но снизили импортные пошлины на другие товарные группы. "Интересно, в каких отраслях МЭРТ у с т у п и т с т р а н а м ВТО и насколько они окажутся успешнее сегмента потребительского рынка, а то получится, что одни производители поплатятся за неудачи других",- предупреждает исполнительный директор Союза производителей и импортеров Борис Фантаев. Впрочем, по мнению экспертов, отраслей, которые смогут создать проблемы одному из самых динамично развивающихся рынков (рост 11% в прошлом году.- "Бизнес"), найдется не так уж много.

Бизнес 14.02.06