Российский уголь пойдет путем чучхе
Возобновились транзитные поставки через КНДР.
В условиях высоких цен на уголь российские экспортеры решились вернуться к поставкам угля в Северную Корею, несмотря на необходимость согласования с ООН и потенциальные риски санкций. В первом квартале из России в КНДР впервые с 2018 года были поставлены 15 тыс. тонн угля, которые затем, вероятно, были перенаправлены транзитом в Китай через порт Раджин. Аналитики напоминают, что в условиях дефицита перевалочных мощностей на Дальнем Востоке у Раджина есть свои преимущества, однако далеко не для всех экспортеров они перевешивают страх перед санкциями.
Высокие цены на уголь и нехватка экспортных мощностей на востоке РФ привела к возобновлению поставок российского угля через КНДР. Согласно статистике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), в первом квартале 2021 года Россия по железной дороге поставила в Северную Корею 15 тыс. тонн угля стоимостью $836,7 тыс. Исходя из доступной статистики, Россия до этого экспортировала уголь в КНДР с 2011 по 2017 год.
Смысл этих отгрузок в том, чтобы использовать для дальнейшего экспорта угля северокорейский незамерзающий порт Раджин мощностью 5 млн тонн, который был запущен в конце 2013 года. Железнодорожное сообщение с портом осуществляется по дороге Хасан—Раджин. Из порта уголь можно направлять в Южную Корею и Китай. Проектом управляет совместное предприятие «Расонконтранс», 70% в котором принадлежит российской стороне (в лице ОАО РЖД), а 30% — КНДР.
На сайте «Расонконтранса» сказано, что его деятельность снижает дефицит терминальных мощностей в регионе и уменьшает расходы грузовладельцев на экспорт на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, а также перераспределяет и оптимизирует экспортные потоки угля за счет выгодного расположения на Корейском полуострове и использования Транссибирской магистрали. В презентационных материалах «Расонконтранса» отмечено, что порт изъят из санкционного перечня резолюции СБ ООН 2371, а транзит угля осуществляется по согласованию между МИД РФ и комитетом 1718 ООН (контролирует выполнение санкций ООН против КНДР).
Возобновление поставок по полузабытым маршрутам происходит на фоне роста цен на энергетический уголь, достигших максимальных уровней за десятилетие. Увеличению спроса способствуют дефицит природного газа, рост потребления электроэнергии, а также неблагоприятные погодные условия в Китае. Закрытие шахт в Колумбии, наводнения в Индонезии и Австралии, а также сокращение поставок в Китай из-за конфликта с Сиднеем ограничили предложение на рынке. По данным Platts, стоимость металлургического угля с поставкой по морю в июне превысила $300 за тонну (SFR) впервые с 2008 года. При этом, по данным ценового агентства Argus, для российских угольных компаний экспорт в Азию сейчас в три раза выгоднее, чем в Европу. В результате в первом квартале поставки российского угля в Китай выросли на 44%, до 8,3 млн тонн, на Тайвань — на 51%, до 2,8 млн тонн.
Директор группы корпоративных рейтингов агентства НКР Александр Шураков говорит, что основными импортерами российского угля через северокорейский порт Раджин являются восточные и юго-восточные приморские провинции Китая. По его мнению, поставки в Южную Корею маловероятны, учитывая санкционные риски и рост поставок туда из Австралии после закрытия рынка Китая для австралийского угля. Александр Шураков напоминает, что у Раджина было два основных конкурентных преимущества перед российскими портами Дальнего Востока. Во-первых, более низкие портовые сборы: ставка перевалки угля из железнодорожных составов в суда в Раджине была в среднем в 1,5–2 раза ниже и, скорее всего, этот ценовой дифференциал сохраняется и в настоящее время. Второе преимущество — экономия на времени обработки грузов: благодаря тому, что перевозчик угля по железной дороге контролирует и сам порт, у него есть возможность обеспечить перевалку без простоя в очередях, считает аналитик.
Директор рейтинговой службы Национального рейтингового агентства Сергей Гришунин подчеркивает, что обычно маршрут через КНДР не пользуется популярностью. Формально транзит угля российского происхождения через Раджин не попадает под санкции. Однако поставщики боятся, что США, у которых действуют отдельные санкции против Северной Кореи, могут, не разобравшись, применить их, обвинив грузоотправителей в перевозке северокорейского угля. Поэтому, полагает Сергей Гришунин, загрузить Раджин на 100% едва ли получится, несмотря на острый дефицит перевалочных мощностей на Дальнем Востоке.