Россия и Белоруссия: пути интеграции
В мае 1995 года в Минск прибыла группа сотрудников тогда еще ГТК России с целью подготовки документов для работы Представительства таможенной службы России в Белоруссии.
Ранее, 21 февраля 1995 года, было подписано Соглашение о единстве управления таможенными службами, этот день и считается датой основания Представительства, успешно функционирующего 12 лет в соответствии с рядом российско-белорусских межгосударственных и межправительственных соглашений и договоренностей.
Исходя из Соглашения, основными функциями Представительства являются: согласование решений таможенных служб двух стран по вопросам развития таможенной инфраструктуры; повышение эффективности таможенного контроля; организация обмена информацией по вопросам таможенного дела; организация взаимодействия
таможенных служб наших стран (в том числе в рамках совместного таможенного контроля); выработка предложений по унификации законодательств в сфере таможенного дела.
На момент создания Представительства эффективность функционирования российской таможенной службы заметно превышала уровень, достигнутый белорусскими коллегами. Поэтому на начальном этапе совместной работы белорусские таможенники активно перенимали российский опыт в вопросах контроля исчисления и уплаты НДС и акцизов, платежей, взимаемых с физических лиц, контроля таможенной стоимости ввозимых товаров и транспортных средств, соблюдения требований таможенных режимов.
С течением времени положительный опыт, наработанный белорусскими таможенниками, стал рассматриваться российскими специалистами таможенного дела в качестве перспективного, достойного изучения и использования. Это относится, прежде всего, к контролю доставки товаров и транспортных средств, осуществлению правоохранительных мероприятий, борьбе с проявлениями недобросовестности со стороны должностных лиц таможенных органов в процессе исполнения ими служебных
обязанностей.
К настоящему времени ФТС России имеет более чем 4-летний опыт практического использования в процессе таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств электронного декларирования и системы управления рисками. В Белоруссии эта работа также активно ведется, и, по словам председателя ГТК
РБ Александра Шпилевского, данная технология уже в ближайшее время будет внедряться на наиболее технически подготовленных белорусских пунктах таможенного оформления.
Одним из приоритетных направлений деятельности Представительства является совместная с белорусскими коллегами работа по унификации таможенного законодательства.
Поскольку в рамках Союзного государства, в едином таможенном пространстве должны действовать и единые законодательные нормы, регулирующие весь спектр таможенных правоотношений.
Существующие различия в таможенных законодательствах наших стран несколько увеличились в начале 2004 года в связи с вступлением в силу нового Таможенного кодекса РФ. Однако с 1 июля 2007 года в Белоруссии вступила в силу новая редакция Таможенного кодекса РБ, при разработке которой за основу был взят Таможенный кодекс РФ. Поэтому основные принципы таможенного регулирования в двух кодексах унифицированы. Вместе с тем новый белорусский Таможенный кодекс
не идентичен Таможенному кодексу РФ из-за имеющихся различий на национальном уровне действующего налогового, внешнеторгового, валютного и ряда других отраслей законодательств.
Одна из основных задач, которая стояла перед Представительством с момента его создания, – разработка совместной российско-белорусской технологии контроля за доставкой и транзитом товаров и транспортных средств, – успешно решена. К настоящему времени эта технология охватила практически все товарные потоки, и общая цель, стоящая перед двумя сторонами, – поддерживать ее на соответствующем техническом уровне. Второй по значимости задачей, также успешно решенной
Представительством, стало создание и надежное функционирование механизма взаимодействия двух стран в правоохранительной сфере.
Именно Временное положение о доставке и транзите товаров, перемещаемых под таможенным контролем между белорусскими и российскими таможенными органами, принятое в августе 1995 года, стало первым совместным документом, разработанным российскими и белорусскими таможенниками.
Одновременно с Временным положением был создан единый информационноаналитический центр по контролю доставки товаров, перемещаемых между белорусскими и российскими таможенными органами, – Западный пост сбора и анализа информации (сегодня это таможенный пост Западный Смоленской таможни). Через этот пост осуществляется обмен информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых между белорусскими и российскими таможенными органами.
Правильность выбранного стратегического направления взаимодействия таможенных служб России и Белоруссии подтверждается тенденцией повышения надежности доставки товаров и транспортных средств. Если в 1996 году недоставленные партии товаров исчислялись тысячами, то к 2007 году они сократились до единиц.
За годы совместного контроля создавалась и одновременно совершенствовалась объединенная система таможенного контроля доставки товаров. В 2005 году таможенные службы наших государств подошли к созданию единой процедуры таможенного транзита Союзного государства, что позволило разработать проект принципиально нового совместного документа – Соглашения о транзите товаров, перемещаемых между белорусскими и российскими таможенными органами. Его подписание состоялось 29 июня 2007 года, в настоящее время выполняются внутригосударственные процедуры, необходимые для его вступления в силу.
Соглашение определяет механизм взаимного признания мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства (обеспечений уплаты таможенных платежей), права и обязанности лиц, участвующих в транзитных перевозках, а также порядок взыскания таможенной задолженности и ее перечисления между таможенными службами России и Белоруссии. Документ реализует практические шаги по развитию торгово-экономического сотрудничества России и Белоруссии, позволяющие устранить барьеры и ограничения во взаимной торговле двух государств, развивает совместные договоренности по формированию таможенного союза и созданию единой таможенной территории Союзного государства.
В тесном взаимодействии с белорусскими коллегами удалось решить ряд задач, которые не находили своего решения на протяжении длительного периода. Эти задачи направлены на реализацию договоренностей, зафиксированных в решениях Таможенного комитета Союзного государства.
Так, транспортные средства физических лиц, следующие своим ходом через белорусский участок внешней границы Союзного государства, направляются белорусскими таможенными органами в российские таможни в сопровождении унифицированного с российским таможенного документа (ДКД ТС). Между государствами налажен обмен информацией о перемещаемых транспортных средствах. Кроме того, таможенные службы России и Белоруссии завершили унификацию порядка подтверждения фактического вывоза товаров через внешнюю границу Союзного государства.
Создание в рамках Союзного государства единого таможенного пространства невозможно без применения единых информационных таможенных технологий, что предполагается Программой по созданию Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства (ЕАИС ТКСГ). Программа предусматривает разработку программного обеспечения автоматизации таможенных технологий на основе применения современных информационных технологий, а также
объединение телекоммуникационных сетей таможенных органов двух стран в интегрированную телекоммуникационную сеть. Для информационного обмена между российскими и белорусскими таможенными органами в рамках Программы был создан высокоскоростной канал связи. С этой целью в помещении Представительства оборудовали узел связи, в котором установили современное коммутационное оборудование. Выполнение всех мероприятий Программы позволит существенно сократить время оформления товаров и транспортных средств на внешних границах Союзного государства и повысить «прозрачность» процедур таможенного оформления. Кроме того, доступ таможенных служб обеих стран к оперативной информации в рамках ЕАИС позволит скоординировать действия таможенных служб наших стран в борьбе с таможенными правонарушениями и преступлениями во внешнеэкономической сфере.
Еще одной важной программой является обустройство пограничных пунктов пропуска Союзного государства. В настоящее время обустроены 8 международных автодорожных пунктов пропуска на белорусском участке внешней границы: Каменный Лог, Новая Гута, Козловичи, Варшавский Мост, Брузги, Берестовица, Новая Рудня, Мокраны.
Создание современных, оснащенных по последнему слову техники пограничных пунктов пропуска позволит существенно снизить время таможенного оформления
на границе, сохранив при этом необходимую степень таможенного контроля, а также обеспечить комфортные условия для таможенников, участников внешнеэкономической деятельности и всех граждан, которые пересекают белорусский участок внешней границы Союзного государства.
Важным направлением дальнейшего углубления экономической интеграции России и Белоруссии является также выработка и проведение согласованной политики в области налогообложения экспортно-импортных операций.
В целях обеспечения свободного экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов наших стран во взаимной торговле товарами, происходящими с их территорий, были отменены таможенные пошлины. Одновременно между нашими странами достигнуты соглашения о применении в отношении третьих стран одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов, единых условий доставки таких товаров на территорию Союзного государства.
В связи с этим ключевыми направлениями в работе Представительства являются обмен информацией с ГТК РБ о действующих в России и Белоруссии законодательных и нормативно-правовых актах по вопросам таможенно-тарифного регулирования, косвенного налогообложения, таможенной стоимости и валютного контроля, согласование позиций и выработка совместных предложений по унификации законодательства и гармонизации таможенных правил и процедур по данным вопросам, создание технологий контроля правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров и страны их происхождения, а также координация взаимодействия в данном направлении.
На сегодняшний день основополагающие задачи взаимодействия таможенных органов России и Белоруссии в области организации таможенного контроля решены,
остались отдельные проблемные вопросы.
Сергей ГАРМОННИКОВ,
руководитель представительства
таможенной службы Российской
Федерации при таможенной
службе Республики Беларусь