Россия поставила пограничный заслон махинаторам с автомобилями
По новому российскому закону на территорию РФ нельзя въезжать легковому транспортному средству, за который не уплачены таможенные сборы, если другой автомобиль того же владельца уже находится в России.
Sputnik. С раннего утра среды социальные сети заполнили истории о "завернутых" российскими таможенниками автомобилях с эстонскими номерам, комментарии на тему якобы ответных российских санкций, многие задались вопросом — с чем это связано.
Вскоре стало понятно, что по новому закону "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Россию нельзя въезжать автомобилю, за который не уплачены таможенные сборы, если другой автомобиль того же владельца уже находится на ее территории. Требования касаются как физических, так и юридических лиц, но тех автомобилей, которые используются для личных, а не бизнес-целей.
В Эстонии большинство лизинговых машин принадлежат банкам. Соответственно, если одна лизинговая машина конкретного банка уже пересекла эстонско-российскую границу, то вторая уже не сможет это сделать до тех пор, пока первая не вернется назад в Эстонию.
Всё законно
Руководитель эстонской транспортно-логистической фирмы "Амарантест" Сергей Баландин сообщил Sputnik Эстония, что формально российская сторона права.
По его мнению, такая мера связана с тем, что лизинговоые машины ввозились в Россию по доверенности, продавались там и легализовывались "через, так скажем, криминальные структуры", после чего машина оставалась в РФ без уплаты таможенных пошлин.
С версией Баландина согласна Елена Нечаева, директор другой транспортно-логистической фирмы — "Ne-va Trans".
"Думаю, что мера связана с тем, что очень много именно лизинговых машин не возвращаются из России и растворяются на просторах. Что конкретно делать, мне пока никто толком не разъяснил", — сказала Нечаева в комментарии Sputnik Эстония.
И действительно, как подтвердил Sputnik Эстония руководитель пресс-службы Северо-Западного таможенного управления России Павел Гусев, ужесточение законодательства произошло в том числе из-за того, что "очень много фактов невывоза машин": "Ввозят автомобили граждане других государств, и обратно не вывозят. Это проблема временного ввоза".
При этом представитель ведомства подчеркнул что "Российская Федерация не должна думать о том, что законодательство Эстонии не совсем укладывается в законодательство Российской Федерации".
С залогом — нет проблем
Павел Гусев также проинформировал о возможностях, которые имеются для тех, кто всё же хочет побывать в России на оформленном в лизинг транспортном средстве.
"Сейчас этот закон будет работать таким образом: если физическое лицо везет не только свой личный автомобиль, но также везет, например, автомобиль от имени другого физического лица или юридического лица, то будет проверяться наличие факта невывоза транспортных средства уже у этих физических и юридических лиц, от лица которых гражданин везет автомобиль в Россию", — пояснил Гусев.
Если факт невывоза подтвердится, то за новое ввозимое транспортное средство необходимо будет внести обеспечение — залог, добавил он. При обратном вывозе, по его словам, это обеспечение будет возвращено.
"Речь идет не об оплате таможенных пошлин, а именно об обеспечении. Это требование прописано в законе, и таможенная служба как исполнительный орган начала этот закон исполнять", — подчеркнул Гусев.
Положение части 5 статьи 193, пояснил Гусев, устанавливает необходимость обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов для физического лица. Оно так и называется по закону — обеспечение исполнения обязанностей по уплате таможенных пошлин. На реквизиты казначейства следует внести денежные средства и потом на границе предоставить справку, которая подтвердит, что денежные средства внесены. Затем оформляется таможенная расписка, и это идет в зачет. Сама процедура эта, по его оценке, стандартна и не сложна. После ее выполнения физическое лицо может ввезти автомобиль в Россию.
Когда же он будет возвращаться, то ему придется написать заявление, и денежные средства ему будут возвращены. При этом есть разные варианты использования внесенных в виде обеспечения денег. Например, их можно получить обратно на свой банковский счет или оставить на счете казначейства в виде аванса, если они будут нужны при следующей поездке.
Что происходит на границе
Направлявшаяся в Россию супружеская пара Олег и Тамара рассказали, что ночью 5 сентября их не пропустили в соседнюю страну на автомобиле, находящемся в лизинге у банка Luminor. По словам Тамары, на российской стороне они благополучно прошли паспортный контроль, а на таможне им посоветовали для проезда в Россию или заплатить таможенную пошлину в сумме две тысячи евро (сумма зависит от объема автомобильного двигателя — Ред.), или вернуться в Эстонию, чтобы затем отправиться в Россию на автобусе.
"Позвонил в банк, но его сотрудники тоже в растерянности, не знают, как нам помочь", — посетовал Олег.
"Как-то все запутано. Ни на сайте эстонской, ни на сайте российской таможни нет информации о новшестве", — сказал порталу Sputnik Эстония житель Кохтла-Ярве Владимир, которому также пришлось вернуться с границы в Эстонию. Его автомобиль также в лизинге у Swedbank.
По словам исполнительного директора Transservis-N (нарвского муниципального предприятия, которое занимается упорядочиванием движения транспорта на пути следования к эстонско-российской границе) Андруса Тамма, проблемы начались 4 сентября. Именно в этот день на российской стороне были введены новые правила, касающиеся легковых лизинговых автомашин. Именно в этот день по сравнению с предыдущими днями на четверть уменьшилось количество пересекающих эстонско-российскую границу легковых автомобилей. Обычно в среднем в сутки в сторону России направлялось около восьмисот легковушек, а 4-го числа, когда на восточном берегу пограничной реки стали действовать новшества, в Россию из Эстонии пропустили менее шестисот таких машин.
С грузовыми лизинговыми автомобилями проблем пока не возникает, однако и с ними не все ясно.
"Да, сейчас грузовые машины не трогают. Но есть такие машины, как например Land Cruiser, которые можно использовать и как грузовые, и для личных целей. Есть машины категории B+ C+ — они и грузовые, и легковые одновременно. Такие машины даже пропускаются через грузовую таможню", — пояснил Владимир Мижуй.