Руль второго плана: параллельный импорт авто рискует стать серым
Параллельный импорт автомобилей рискует уйти в серую зону. Половину машин, поставленных в Россию из-за рубежа в 2022 году, ввезли физлица — почти 221 тыс. Такие данные предоставили в Минпромторге. Эти транспортные средства поступают в продажу и в дилерские сети, так как это дешевле и быстрее, чем проверять машины через юрлицо, а иногда это и вовсе единственный вариант, сообщили в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). Часть экспертов опасается, что такой импорт в итоге станет теневым, а владельцы могут пострадать из-за отсутствия гарантии на машины или последующего отзыва разрешительных документов при проверках.
Ввозим миром
В 2022 году импорт автомобилей в Россию вырос по сравнению с 2021-м и составил порядка 443 тыс., сообщили «Известиям» в Минпромторге. При этом юридическими лицами было ввезено около 50,5% от этого объема, уточнили в ведомстве.
— В 2019 году, например, в РФ было импортировано всего порядка 300 тыс. ТС. Причем большую часть из этого объема привезли как раз юрлица — это были официальные дистрибьюторы иностранных марок. «Физики» тогда везли десятки тысяч машин. Сейчас тренд кардинально поменялся, — пояснил «Известиям» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
В 2021 году, по данным ФТС, в РФ было импортировано 338,9 тыс. легковушек. Таким образом, в 2022-м этот показатель по сравнению с предыдущим годом вырос на 30,7%.
На ввозимые в страну автомобили оформляются разные типы документов для подтверждения их безопасности и соответствия требованиям техрегламента ЕАЭС «О безопасности колесных транспортных средств». Это может быть стандартное одобрение типа ТС (ОТТС). Но в 2022 году получить его стало невозможно по некоторым маркам из-за санкций и прекращения официальных поставок: ОТТС могут выдать только с разрешения правообладателя.
Поэтому весной-летом прошлого года кабмин ввел упрощенные процедуры для доставки автомобилей дилерами. С тех пор на машину нужно оформить свидетельство о безопасности конструкции (СБКТС) или заключение об оценке единичных транспортных средств (ЗОЕТС). Первое выдается физлицам при ввозе авто для собственных нужд (этот документ и порядок его получения существовали и до 2022-го). Его могут выдать и юрлицу, но только на авто старше трех лет, уточнили в Росстандарте. Второй документ — юрлицам на единичные экземпляры машин. Он был введен на замену ОТТС для продолжения поставок ТС ушедших западных марок — параллельным импортом.
По данным Росстандарта, всего в 2022-м оформлено более 315 тыс. СБКТС и лишь около 11 тыс. ЗОЕТС.
ЗОЕТС выдает только одна инстанция — подведомственный Минпромторгу автомобильный НАМИ, напоминает Антон Шапарин. Тогда как СБКТС можно получить во множестве лабораторий. Дилерам проще и быстрее перекупать машины у физических лиц.
— На данный момент для подтверждения соответствия конструкции автомобиля необходимым требованиям при ввозе из-за границы используются механизмы получения и ОТТС, и ЗОЕТС, и СБКТС. С целью насыщения рынка лицам-импортерам доступен выбор наиболее удобного для них инструмента, — сообщили в Минпромторге.
Министерство уже подготовило поправки в постановление правительства № 855 от 12 мая 2022 года, облегчающее сертификацию автомобилей в РФ. С их принятием ввоз машин из дружественных стран по упрощенным требованиям будет прекращен с 1 июня этого года.
В НАМИ не ответили на запрос «Известий». Редакция также обратилась за комментариями в пресс-службу ФТС.
Все свои
Как рассказывала в интервью газете «Коммерсант» в марте директор по развитию и инновациям крупного продавца «Ключавто» Юлия Овчинникова, на все импортируемые машины компания получает именно СБКТС. При этом в пресс-службе дилера «Известиям» сообщили, что данные в интервью уже неактуальны: компания ввозит авто на юридическое лицо и оформляет на них заключение об оценке единичного ТС.
Однако председатель совета директоров ГК «БН-Моторс», вице-президент РОАД Алексей Подщеколдин подтвердил «Известиям», что схемой поставок с участием граждан пользуются и другие дилеры.
— Это вынужденная мера. Расходы по растаможке на физлицо несколько ниже и сама процедура проще. А иногда иначе просто нельзя ввезти. Например, практически невозможно импортировать на юрлицо автомобили из ОАЭ, так как минфин США контролирует банковские переводы контрагентов из этих стран. С ввозом из Китая (как местных марок, так и западноевропейских, японских) проще, — пояснил Алексей Подщеколдин.
При этом оценки РОАД объема параллельного импорта через физлиц несколько ниже, чем у Минпромторга — порядка 70 тыс. машин в 2022 году. По словам Алексея Подщеколдина, очень важно сделать правила прозрачными и для юрлиц — пока же процедура остается сложной, волокитной и дорогостоящей. А схема ввоза через граждан несет в себе риски пресечения регулярности таких поставок.
В Национальном автомобильном союзе считают, что использование схемы с оформлением свидетельств уводит параллельный импорт в серую зону, а сами дилеры таким образом уходят от налогообложения.
Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, напротив, считает, что ввоз машин через граждан абсолютно легален, если не нарушено таможенное законодательство.
— Лицо, которое ввезло или для которого ввезли машину, может распоряжаться им любым законным способом, в том числе дарить, продавать или передавать для реализации третьим лицам. Такого понятия, как «автодилер» в российском законодательстве в принципе нет, поэтому де-юре кто угодно может назвать себя им, — пояснил эксперт.
Проблемы у дилеров могут возникнуть только в связи с использованием товарных знаков, принадлежащих автопроизводителям, — например, при оформлении салонов, сайтов, буклетов и так далее, считает эксперт.
В дилерах «Автодом» и «Автоспеццентр» сообщили «Известиям», что получают на ввозимые машины ЗОЕТС.
Препоны в гарантии
Но с проблемами могут столкнуться и сами автовладельцы импортированных машин, считает Антон Шапарин. На них могут не распространяться гарантийные обязательства, говорит эксперт.
Илья Жарский парирует: гарантия производителя сохраняется, но сроки такого обслуживания будут исчисляться с момента первой сделки, то есть с покупки автомобиля физическим лицом до перепродажи или передачи его дилеру. Наличие же таких обязательств будет определяться условиями договора купли-продажи. В «Ключавто» отметили, что все их машины из поставок параллельным импортом обеспечены гарантией на два года.
— Иной вопрос — в возможности такого обслуживания в текущих условиях отсутствия поставок оригинальных комплектующих даже у авторизованных сервисов. Но это вопрос организации логистики, а не защиты прав владельцев, — пояснил Жарский.
Проблемой может стать и отзыв СБКТС. Уже в 2022 году Росстандарт отозвал его у десяти автомобилей, ввезенных в РФ физлицами, сообщал ранее Autonews. Это привело к аннулированию электронных ПТС и невозможности эксплуатировать эти машины. Ведомство регулярно проводит проверки лабораторий, выдававших такие документы. Причинами отзыва могут стать недостаточная аккредитация самого учреждения или отсутствие реальной проверки и осмотра каждого ТС, чего требует закон.
По данным агентства «Автостат», среди ввезенных 440 тыс. машин на новые приходится только 200 тыс. При этом на долю поставок через граждан — около 30%.
— В начале прошлого года, до санкций, практически все новые машины завозили юрлица (97%). В марте импорт по таким автомобилям в целом упал до 5 тыс. Летом этот показатель начал восстанавливаться, но доля юрлиц падала — их место занимали «физики». Так, к сентябрю они поставляли 54%, а с октября ситуация начала выправляться, — рассказал исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.
Сейчас на юридические лица приходится порядка 60–70% импорта новых авто, добавил он.
Эта доля, по мнению эксперта, будет сохраняться на текущем уровне, а ее рост с осени обусловлен увеличением импорта и продаж машин китайских брендов, так как официальными дистрибьюторами, работающими с Россией, остаются фактически только эти компании.