Шинники попросили правительство не отменять импортные пошлины
Президент АК СИБУР Александр Дюков, глава холдинга "Амтел" Судхир Гупта и
гендиректор "Нижнекамскшины" Радик Ильясов направили письмо премьеру Михаилу
Фрадкову, выступив против отмены импортных пошлин на шины. Крупнейших
производителей шин в России обеспокоил проект постановления о снижении пошлин на
автокомпоненты, который 15 февраля должен быть внесен в правительство.
Минэкономразвития утверждает, что в нем речь идет лишь о шинах, поставляемых в
сборе с колесами для автозаводов. Однако год назад было подготовлено и отдельное
постановление о снижении пошлин на шины.
До 1995 года шины были подакцизным товаром: импортеры платили акциз в размере
25% от стоимости шин и еще 35% таможенной пошлины. В 1996 году акциз отменили, а
пошлину снизили до 25%, установив минимум в 7,5 ЭКЮ. В 1999 году пошлина
определена в 20% (минимум v6,2 за штуку).
27 января межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле
одобрила проект постановления о снижении пошлин на автокомпоненты,
предназначенные для промышленной сборки (см. Ъ от 1 февраля). В проекте на
большинство компонентов, в том числе колеса, установлена нулевая пошлина.
В среду на выставке "Шины, каучуки, РТИ-2005" прошла встреча президента АК СИБУР
Александра Дюкова (контролирует Ярославский, Омский и Уральский шинные заводы,
"Волтайр"), президента холдинга "Амтел" Судхира Гупта (Воронежский, Кировский и
Красноярский шинные заводы) и гендиректора "Нижнекамскшины" Радика Ильясова. Как
стало известно Ъ, главы компаний, контролирующих более 90% шинного производства
в России, обсуждали вероятность отмены пошлин на импортные шины и решили, что
угроза реальна и велика.
Как пояснил источник Ъ в одной из шинных компаний, хотя в проекте постановления
упомянуты только колеса в сборе, отталкиваясь от него импортеры могут выстроить
ряд схем и вполне легально обойти пошлины на шины. "Кроме того, в базовый
документ легко внести изменения и дополнения -- до или после утверждения
правительством",-- отметил собеседник Ъ. По мнению участников рынка, отмена
пошлин приведет к заметному ослаблению позиций на нем российских заводов,
поскольку в одну ценовую нишу с их продукцией попадут шины иностранных
производителей второго эшелона, например корейских и китайских компаний или
недорогих брэндов крупных концернов.
Поэтому господа Дюков, Гупта и Ильясов впервые в истории отечественного шинного
рынка объединили свои усилия и направили письмо Михаилу Фрадкову, чтобы
предупредить главу правительства о возможных последствиях отмены пошлин. Шинники
предрекают, что в результате будут неизбежно свернуты все инвестпрограммы
российских предприятий, а затем закрыты и сами заводы, производящие в том числе
и оборонную продукцию.
В Минэкономразвития (МЭРТ) заявили, что никакой угрозы для российских шинных
заводов проект постановления не представляет. "Мы специально исключили из
документа шины как таковые,-- пояснили Ъ в министерстве.-- Указали только колеса
в сборе. Кроме того, четко прописаны условия поставок, только для автозаводов,
механизмы контроля и жесткие штрафные санкции нарушителям. А отдельного
постановления о снижении или отмене пошлин на шины нет".
Однако, как удалось выяснить Ъ, такой документ существует. В Минпромэнерго Ъ
заявили, что согласовали соответствующее постановление еще год назад и направили
его в МЭРТ. В МЭРТе Ъ не смогли ничего сообщить о судьбе этого документа.
Коммерсант 04.02.05