04.02.05

Шинники попросили правительство не отменять импортные пошлины

Президент АК СИБУР Александр Дюков, глава холдинга "Амтел" Судхир Гупта и гендиректор "Нижнекамскшины" Радик Ильясов направили письмо премьеру Михаилу Фрадкову, выступив против отмены импортных пошлин на шины. Крупнейших производителей шин в России обеспокоил проект постановления о снижении пошлин на автокомпоненты, который 15 февраля должен быть внесен в правительство. Минэкономразвития утверждает, что в нем речь идет лишь о шинах, поставляемых в сборе с колесами для автозаводов. Однако год назад было подготовлено и отдельное постановление о снижении пошлин на шины.

До 1995 года шины были подакцизным товаром: импортеры платили акциз в размере 25% от стоимости шин и еще 35% таможенной пошлины. В 1996 году акциз отменили, а пошлину снизили до 25%, установив минимум в 7,5 ЭКЮ. В 1999 году пошлина определена в 20% (минимум v6,2 за штуку).

27 января межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле одобрила проект постановления о снижении пошлин на автокомпоненты, предназначенные для промышленной сборки (см. Ъ от 1 февраля). В проекте на большинство компонентов, в том числе колеса, установлена нулевая пошлина.

В среду на выставке "Шины, каучуки, РТИ-2005" прошла встреча президента АК СИБУР Александра Дюкова (контролирует Ярославский, Омский и Уральский шинные заводы, "Волтайр"), президента холдинга "Амтел" Судхира Гупта (Воронежский, Кировский и Красноярский шинные заводы) и гендиректора "Нижнекамскшины" Радика Ильясова. Как стало известно Ъ, главы компаний, контролирующих более 90% шинного производства в России, обсуждали вероятность отмены пошлин на импортные шины и решили, что угроза реальна и велика.

Как пояснил источник Ъ в одной из шинных компаний, хотя в проекте постановления упомянуты только колеса в сборе, отталкиваясь от него импортеры могут выстроить ряд схем и вполне легально обойти пошлины на шины. "Кроме того, в базовый документ легко внести изменения и дополнения -- до или после утверждения правительством",-- отметил собеседник Ъ. По мнению участников рынка, отмена пошлин приведет к заметному ослаблению позиций на нем российских заводов, поскольку в одну ценовую нишу с их продукцией попадут шины иностранных производителей второго эшелона, например корейских и китайских компаний или недорогих брэндов крупных концернов.

Поэтому господа Дюков, Гупта и Ильясов впервые в истории отечественного шинного рынка объединили свои усилия и направили письмо Михаилу Фрадкову, чтобы предупредить главу правительства о возможных последствиях отмены пошлин. Шинники предрекают, что в результате будут неизбежно свернуты все инвестпрограммы российских предприятий, а затем закрыты и сами заводы, производящие в том числе и оборонную продукцию.

В Минэкономразвития (МЭРТ) заявили, что никакой угрозы для российских шинных заводов проект постановления не представляет. "Мы специально исключили из документа шины как таковые,-- пояснили Ъ в министерстве.-- Указали только колеса в сборе. Кроме того, четко прописаны условия поставок, только для автозаводов, механизмы контроля и жесткие штрафные санкции нарушителям. А отдельного постановления о снижении или отмене пошлин на шины нет". Однако, как удалось выяснить Ъ, такой документ существует. В Минпромэнерго Ъ заявили, что согласовали соответствующее постановление еще год назад и направили его в МЭРТ. В МЭРТе Ъ не смогли ничего сообщить о судьбе этого документа.

Коммерсант 04.02.05