27.02.06

Серая гвардия

В 2005 году ряд российских кредитных организаций лишился лицензий на осуществление банковской деятельности. Каковы бы ни были официальные причины отзыва лицензий, в действительности все объясняется тем, что таким образом федеральные органы исполнительной власти стали бороться с "серым" импортом.

Традиция кормления

Что такое "черный" импорт, объяснять не надо: это контрабанда, т. е. незаконный, тайный ввоз на территорию РФ товаров. Технология контрабанды в данном случае нас не очень интересует. Что бы ни делалось, результат один: за ввезенный товар контрабандист не платит ни копейки таможенных пошлин. "Серый" импорт с точки зрения Таможенного и Уголовного кодексов -- это та же контрабанда, только слегка закамуфлированная под легальный ввоз товара. Сегодня "серый" импорт скучен и прост: для него достаточно одной или двух подставных фирм. Импортер не работает с поставщиком товара напрямую -- для закупки используется промежуточная фирма, чаще всего офшорная, которая заключает контракт с поставщиком на полную стоимость партии. Российский импортер в свою очередь заключает контракт с фирмой-посредником (посредников может быть сколько угодно), покупая у нее этот же товар, но уже за полцены. Результат -- неполная оплата таможенных пошлин, однако при этом товар официально проходит таможенную очистку. Понятно, что "серый" импорт невозможен без участия таможенников-взяточников. Ведь они видят, что вместо указанных в сопроводительных документах субпродуктов ввозится облагаемое более высокими пошлинами мясо или при ввозе партии мобильных телефонов по $100 за штуку в фуре лежат коробки с телефонами класса "премиум".

Государство на контрабанде и "сером" импорте теряет миллиарды, а таможенники строят особняки, ездят на дорогих внедорожниках и отдыхают на самых дорогих курортах. Сложившийся в России теневой рынок коррупционных услуг позволяет оценить потери госбюджета. Обычно размер взяток составляет 10-15% от "цены вопроса" -- сэкономленной взяткодателем суммы, в данном случае -- суммы подлежащих уплате таможенных пошлин и НДС, уплачиваемых при ввозе товара. То есть если вы видите таможенника с официальной зарплатой $700 на автомобиле стоимостью примерно $100 тыс., значит, он помог украсть из бюджета $1 млн.

По идее государственные мужи должны понимать, что борьба с "серым" импортом -- это борьба с коррупцией на таможне. Но бороться с ней никто не хочет. Во-первых, потому что сами государственные мужи -- чиновники, плоть от плоти системы. Возможно, они сами в свое время брали взятки в той или иной форме: конвертами, контрактами на консультационные услуги или на чтение лекций на курсах повышения квалификации, научными грантами и т. д. Во-вторых, бороться с коррупцией в стране с глубокими традициями "кормления" с государственной должности, т. е. почти официального взимания мзды в доход конкретного чиновника,-- долго, тяжело и, главное, опасно.

Поэтому государство пошло по другому пути, попытавшись прижать тех бизнесменов, которых можно заподозрить в причастности к "серым" схемам. Первыми пострадали ритейлеры, специализирующиеся на торговле импортными товарами. В прошлом году это проявилось, например, в серии обысков у крупнейших продавцов мобильных телефонов. Впрочем, шумно начавшаяся кампания закончилась тихо. Предъявить ритейлерам было нечего. Сами они товар не импортировали, а покупали его у посредников. Те -- у компаний-однодневок, числившихся по бумагам официальными импортерами. Теоретически можно конфисковать партию контрабанды -- независимо от того, кто в настоящий момент является собственником контрабандного товара, но это довольно сложная судебная процедура. К тому же наученные горьким опытом ритейлеры научатся хранить в складских остатках минимальное количество товара, а остальное искать будет довольно проблематично. Поэтому власти, не теряя из виду ритейлеров, переключились на других участников "серых" схем -- банки.

Чемоданы вышли из моды

В "серой" схеме есть один недостаток. Производителя, допустим, мобильных телефонов мало волнуют проблемы таможенной очистки, он хочет получить за свой товар именно те деньги, какие обозначены у него в прайсах, пусть со скидкой, но, конечно, не в два и не в три раза. Значит, посредник-офшор должен получить не ту сумму, которая стоит в контракте с импортером, а столько, сколько нужно, чтобы расплатиться с производителем. Как ему их передать? Чемоданы с долларами вышли из моды, да и валютная наличность вздорожала, а значит, эти суммы идут безналичными каналами. Однако российская фирма не может просто так прийти в банк, купить там немного долларов и попросить переслать их на заграничный счет. Чтобы купить валюту и перевести ее за границу, российская фирма должна предоставить в банк серьезные документальные основания для этой операции. Самым простым и надежным основанием является контракт с зарубежной фирмой на закупку товара, ввоз которого будет подтвержден таможней. Но если товар покупается у иностранной фирмы уже на территории РФ или же покупается за рубежом, а на территорию РФ не ввозится, то процедура закупки и перевода валюты значительно упрощается, поскольку не требует подтверждающих документов из таможенных органов -- единственных, кто может узнать, существует ли этот товар в действительности. Банк этого проверить не может, а потому не может проверить и достоверность контракта, который ему представили в качестве основания для покупки и перевода валюты. Его дело простое: смотреть, чтобы эти документы соответствовали требованиям ЦБ, и вовремя перед ЦБ отчитываться.

Если теперь мы посмотрим на совокупную отчетность за 2005 год, представленную российскими банками в ЦБР, то обнаружим, что за товары, купленные российскими компаниями у нерезидентов на территории РФ, было заплачено без малого 1,2 трлн рублей, а за товары, приобретаемые российскими компаниями у нерезидентов без ввоза на территорию РФ,-- 360 млрд рублей. Откуда взялось такое количество товара у нерезидентов на территории РФ и куда российские компании дели товары, купленные за рубежом, а в Россию не ввезенные? Ответ прост: этих товаров нет и не было. Есть другие -- те, что были ввезены в Россию за полцены. А валюта, вырученная по липовым контрактам, ушла за границу, чтобы покрыть разницу в обход налога на импорт. Что и требовалось доказать: закон один, а способов обойти его -- множество.

Компании, которые могут себе это позволить по профилю своей деятельности (например, IT-компании), предпочитают заключать договоры с иностранными партнерами на оказание услуг, реальность которых проверить еще труднее. Общий объем платежей такого рода неуклонно растет; в 2005 году он превысил 250 млрд рублей. Теперь ЦБР решил взять под усиленный контроль эти валютные потоки. Накануне Нового года, 26 декабря 2005 года, ЦБ издал письмо #161-T "Об усилении борьбы по предотвращению сомнительных операций". Письмо требует от банков усилить контроль за денежными операциями их клиентов для предотвращения легализации доходов, полученных в результате преступной деятельности. Формально право давать такие рекомендации у ЦБР есть -- он наделен им в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Как следует из письма, перечисленные в нем подозрительные операции являются продолжением списка, содержащегося в предыдущих письмах ЦБР от 21 января 2005 года #12-Т и 26 января 2005 года #17-Т, в которых прямо есть ссылка на этот закон. Однако проблема в том, что этот закон не может быть использован для выявления преступлений, предусмотренных ст. 194 Уголовного кодекса "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или с физического лица" (ст. 3 закона "О противодействии легализации"). Между тем анализ последнего дополнения к списку позволяет сделать вывод, что основное острие борьбы направлено как раз на борьбу с "серым" импортом. Например, сомнительной считается операция, связанная с конвертацией рублевых средств клиентов банков в иностранную валюту с последующим их переводом на счета иностранных юридических лиц, т. е. практически любая операция по приобретению товаров, работ или услуг иностранного юрлица. Сомнительными считаются и операции по обналичиванию, например поступление по безналичному расчету денежных средств от организаций физическим лицам с последующим снятием денег со счета в течение "нескольких дней" (скольких именно -- не уточняется). Если толковать письмо буквально, сомнительными становятся все зарплатные банковские карты, по которым получает легальную, "белую" зарплату пол-Москвы. Но самая откровенная формулировка, подтверждающая предположение автора о направленности данного письма на борьбу с "серыми" импортерами, содержится в п. 3 документа: сомнительными являются операции "по договорам о поставке товаров, приобретаемых у нерезидентов на территории Российской Федерации, а также о поставке товаров, приобретаемых резидентами за пределами Российской Федерации и не пересекающих таможенную границу". То есть операции по двум классическим схемам "серых" импортеров.

Дальнейшие действия ЦБР на основании этого письма подтверждают эти подозрения. 10 февраля ЦБР опубликовал письмо своего председателя Сергея Игнатьева к главным управлениям ЦБ #20-Т "О проведении сомнительных операций по счетам акционерного коммерческого банка 'АзияУниверсалБанк'". Банк России, сообщается в нем, выявил, что по корсчетам киргизского АзияУниверсалБанка, открытым в российских банках, осуществлялись регулярные и значительные по своим масштабам операции, которые ЦБ относит к сомнительным. При этом масштаб этих операций и их постоянный характер позволяют ЦБ предполагать, что за ними скрывается оплата "серого" импорта. И Банк России рекомендовал своим территориальным учреждениям при проведении инспекционных проверок банков уделять особое внимание операциям, осуществляемым с использованием таких счетов.

Революционная законность -- это беззаконие

Казалось бы, что тут такого? ЦБР плечом к плечу с Федеральной налоговой службой, Генпрокуратурой и таможенниками борется с "серым" импортом, а заодно и с уклонением от уплаты налогов и вывозом капитала за границу. Ведь это пойдет только на пользу и бюджету, и экономике в целом. Однако будем реалистами: банк физически не способен проверить реальность представленных ему договоров или благонадежность всех своих клиентов (понятно, что серьезный импортер не станет рисковать и заключать липовый контракт напрямую, а воспользуется для этого фирмой-посредником). Сотрудники банка, ответственные за противодействие легализации, не наделены экстрасенсорными способностями, чтобы отличить, какие операции не имеют, как сказано в цитировавшемся письме ЦБР от 26 декабря 2005 года, "очевидного экономического смысла", а какие имеют. Строго говоря, если вы не специалист в области определенного сегмента рынка, то для вас любые операции не имеют "очевидного экономического смысла". По сути, от банка требуется угадать, что проводимая операция незаконна, и отказаться ее проводить или провести, но сообщить куда следует. Последствия такой политики для банка очевидны: потеря доверия клиентов, а затем и самих клиентов, и хорошо еще, если уйдут только те, кто пользуется "серыми" схемами. Если же продолжать работать как и раньше, есть риск впасть в немилость у ЦБР и в конце концов лишиться лицензии.

Разумеется, действия ЦБР вновь послужили почвой для слухов о черных списках очередных "жертв противодействия отмыванию" среди банков. То есть, судя по всему, банковскую систему и в этом году будет лихорадить. Ведь ни клиенты, ни коллеги-банкиры не знают, у кого отзовут лицензию в следующий раз. Чаще всего отзыв лицензии означает банкротство банка, а значит, вкладчики, клиенты банка и иные кредиторы, например банки, предоставившие жертве борьбы с отмыванием межбанковские кредиты, не получат свои деньги или получат не все.

А что же "серый" импорт? Вряд ли такими методами можно его победить. Но даже если и предположить, что это удастся, коррупцию на таможне ликвидация "серого" импорта не ликвидирует. Просто таможенники приноровятся к новой системе. Например, будут брать мзду за ускорение прохождения таможенных формальностей.

Впрочем, возможна и другая версия. Еще в прошлом году, в разгар обысков у крупнейших ритейлеров мобильных телефонов, наблюдатели обратили внимание, что, перетряхивая московские фирмы, правоохранительные органы обошли вниманием питерские. Вполне возможно, что и ЦБР будет гораздо либеральнее к банкам, обслуживающим "серые" схемы определенных импортеров, тем самым просто создавая им конкурентные преимущества по сравнению с другими участниками рынка, не столь дружественными определенным чиновникам.

Артур Копылов, исследователь-стажер компании Gardner Consulting

Коммерсант 27.02.06