Сергей Пашко:«Таможня сегодня проходит путь от электронной к интеллектуальной»
30 лет назад, 20 апреля 1992 года, система таможенных постов на территории южных регионов новой страны - Российской Федерации была объединена в общую структуру.
С созданием Южного таможенного управления начался новый этап в многовековом развитии таможенного дела на юге России. Современная история южнороссийских таможенных органов берет свое начало с 1990-х годов, когда в Северо-Кавказском регионе началось интенсивное формирование таможенных учреждений, вызванное стремительным развитием экспортно-импортных отношений, а также наличием развитой железнодорожной системы, широкой сети автомобильных дорог, водных путей, крупных морских портов, нефте- и газопроводов, значительным промышленным и сельскохозяйственным потенциалом региона. О том, как работает таможня сейчас, какие изменения происходят в структуре ведомства и подходах, рассказал собеседник «Юг Times».
СЕРГЕЙ ПАШКО, начальник Южного таможенного управления, генерал-лейтенант таможенной службы.
- Сергей Викторович, управление существует 30 лет. Какие изменения произошли в службе в последнее время?
- Последние годы были насыщены значимыми для управления событиями. В 2018 году одним из первых в рамках реализации Комплексной программы развития ФТС России до 2020 года начал работу Новороссийский таможенный пост (ЦЭД), подчиненный специализированной, обладающей полным функционалом Новороссийской таможне. С 1 июля 2019 года в состав ЮТУ вошли Крымская и Севастопольская таможни. В 2019 году в г. Майкопе начал функционировать Кинологический центр Южного таможенного управления - один из крупнейших не только в системе Федеральной таможенной службы, но и в масштабах всей страны. Он оснащен самым современным оборудованием, позволяющим максимально эффективно обучать кинологов и служебных собак работе на всех видах транспорта. В сентябре 2020 года начали работу Южная электронная таможня и Южный таможенный пост (ЦЭД), что стало одним из заключительных шагов масштабной реформы ФТС России по созданию сети электронных таможен.
Мероприятия по реформированию системы таможенных органов имели несколько целей, но ключевые из них заключаются в том, чтобы обеспечить единообразие применения таможенного законодательства. Для этого было проведено сокращение мест таможенного оформления с более чем 600 до 16 и создана организационная и техническая основа для активного развития информационных таможенных технологий. В результате в настоящее время в регионе деятельности управления функционируют два ЦЭД в составе Южной электронной и Новороссийской таможен, таможни фактического контроля - Астраханская, Краснодарская, Крымская, Ростовская, Севастопольская, а также специализированная «правоохранительная» Южная оперативная таможня.
Таким образом, на Юге России сформирована мощная система таможенных органов, способная успешно решать задачи обеспечения экономической безопасности и укрепления экономики региона.
ОБОРОТ УВЕЛИЧИВАЛСЯ
- Каковы итоги работы управления в 2021 году?
- В прошлом году по всем таможенным процедурам таможенными органами ЮТУ выпущена 371 тысяча деклараций на товары, что на 10,7% больше, чем в 2020-м (335,1 тысячи). Экспортно-импортные операции осуществляли 10 995 участников внешнеэкономической деятельности (в 2020 году их было 9935).
Торговый оборот по совершенным в регионе деятельности ЮТУ экспортно-импортным операциям в 2021 году составил 36,2 миллиарда долларов, что на 22% больше, чем год назад (29,7 миллиарда долларов). Физические объемы составили 62,7 миллиона тонн, что на 15,3% меньше, чем в 2020 году (74 миллиона тонн). Увеличение объемов экспортно-импортных операций в определенной степени связано с диспетчеризацией ДТ, а также активизацией внешнеторговой деятельности участниками ВЭД.
Стоимость экспортных операций - 22,5 миллиарда долларов (62,2% торгового оборота), физические объемы - 50,8 миллиона тонн. Основными странами-контрагентами в экспорте являлись Турция, на долю которой пришлось 22% стоимости, Иран - 11%, Египет - 8%, Украина - 8%, Индия - 5%, Китайская Народная Республика - 3%. Товарная структура экспорта в 2021 году в основном представлена продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем для их производства (64% стоимости), металлами и изделиями из них (11%), машиностроительной продукцией (12%), химической продукцией (6%), минеральными продуктами (1%).
Стоимость импортных операций, совершенных в регионе деятельности ЮТУ, в 2021 году составила около 13,7 миллиарда долларов (37,8% внешнеторгового оборота), физические объемы - 11,9 миллиона тонн. Основными странамиконтрагентами в импорте являлись КНР, на долю которой пришлось 22% стоимости, Турция - 16%, Индия - 13%, Иран - 5%, Израиль - 5%. Товарная структура импорта в 2021 году в основном представлена машинами, оборудованием и транспортными средствами (32%), продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем для их производства (30%), химической продукцией (15%), металлами и изделиями из них (9%).
- Каков вклад южнороссийских таможенников в пополнение бюджета?
- По итогам года управлением в федеральный бюджет перечислено 324,03 миллиарда рублей (план - 245,86 миллиарда рублей) таможенных платежей - это в 2,2 раза больше, чем в 2020 году (на 174,3 миллиарда рублей) и является наиболее наглядным свидетельством активизации внешнеэкономической деятельности в нашем регионе в 2021 году.
ЦИФРА В ПОМОЩЬ
- Насколько активно внедряются современные информационные технологии?
- Проводимые на протяжении последних лет реформы в таможенной сфере привели к глобальным преобразованиям в процессах таможенного декларирования. Произошел полный переход от использования бумажных деклараций к декларациям в электронной форме. В настоящее время цифровизация является основополагающим процессом, определяющим вектор развития таможенных органов. С одной стороны, этот процесс обусловлен необходимостью ускорения производства таможенных операций, с другой - способствует повышению их прозрачности, что снижает коррупционные риски.
Стремление к полномасштабному внедрению цифровых технологий потребовало изменения структуры управления и концентрации декларирования товаров в специализированных таможенных органах, работающих только с электронными документами. Сегодня декларационный массив Юга России сконцентрирован в двух центрах электронного декларирования. В Новороссийском ЦЭД оформляются документы на товары, перемещаемые водным видом транспорта, а в Южном - автомобильным, железнодорожным и воздушным. Особое внимание уделяем вопросам организации эффективного взаимодействия ЦЭД с таможенными постами фактического контроля.
При этом проведенные преобразования не повлияли на логистику перемещения товаров: фактически для целей таможенного декларирования не играет роли местонахождение товара в месте ввоза на таможенную территорию ЕАЭС, что характерно для водного транспорта, либо его доставка в соответствии с процедурой таможенного транзита в регион деятельности таможенного органа, где расположен получатель.
Взаимодействие ЦЭД и таможенных постов фактического контроля осуществляется в рамках технологии удаленного выпуска товаров. Она предполагает раздельное осуществление документального и фактического контроля. Иными словами, должностными лицами ЦЭД проводится контроль сведений, заявленных в декларации на товары, а при необходимости - применение к товарам форм таможенного контроля, предусмотренных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза. Соответствующие поручения направляются на таможенный пост фактического контроля в рамках информационного взаимодействия посредством соответствующих программных средств. Решение о выпуске товара принимается должностным лицом ЦЭД после получения сведений о результатах фактического контроля.
Обработка всего декларационного массива, проходящего через ЦЭД, требует значительных трудозатрат. Вместе с тем, учитывая однотипность ряда выполняемых таможенным инспектором операций, а также возможность их совершения посредством использования информационных систем таможенных органов, развитие получили технологии автоматического принятия решений.
- Каков сегодня процент деклараций, зарегистрированных и выпущенных автоматически?
- По итогам 2021 года автоматически зарегистрировано около 160 тысяч экспортных ДТ (порядка 80% общего количества экспортных деклараций) и 210,5 тысячи импортных ДТ (85% от их общего количества). Срок регистрации декларации на товары в среднем составил 6 минут. При этом автоматически выпущена каждая пятая экспортная декларация и каждая седьмая импортная. Средние сроки выпуска товаров, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые, в разы ниже установленных законодательно четырех часов: по экспорту - около 40 минут, по импорту - порядка 50 минут.
Аналогичные мероприятия по автоматизации реализованы и применительно к транзитным декларациям. Стоит отметить, что первая в России электронная транзитная декларация была подана в Краснодарском крае, в регионе деятельности Новороссийской таможни. Последние три года ЮТУ сохраняет стабильно высокий уровень по декларированию товаров в соответствии с процедурой таможенного транзита в электронной форме. На сегодняшний день в регионе деятельности ЮТУ в электронной форме декларируется более 96% партий товаров в общем объеме транзита и 99,9% партий иностранных товаров, к которым может применяться электронное декларирование.
- Каковы ближайшие перспективы Южного таможенного управления?
- Предстоит значительная работа, направленная на внедрение в таможенные органы искусственного интеллекта, цифровизацию таможенных операций, создание интеллектуальных пунктов пропуска, дальнейшее совершенствование системы управления рисками, автоматизацию таможенных процессов, обеспечение удобства и бесперебойного функционирования интерактивных сервисов для бизнеса. Согласно стратегии, целью развития Федеральной таможенной службы является формирование к 2030 году качественно новой, насыщенной искусственным интеллектом, быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, умной таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства.
БЕЗ ОЧЕРЕДИ
- Сейчас таможня занимается также оформлением гуманитарной помощи. Каковы объемы?
- Действительно, теперь мы уделяем особое внимание вопросам, связанным с оформлением гуманитарных грузов, сокращением сроков совершения таможенных операций, функционированием пунктов пропуска, а также применением специальных экономических мер в сфере ВЭД. Для этого взаимодействуем с субъектами ЮФО, ответственными ведомствами в них, общественностью.
Чтобы не допустить возникновения очередей в пунктах пропуска через государственную границу с ДНР, ЛНР, а также с Украиной, во взаимодействии с пограничными управлениями по Республике Крым и Ростовской области предпринимаем необходимые меры. В максимальной степени задействуются все имеющиеся полосы контроля для осуществления таможенных операций в отношении лиц, товаров и транспортных средств, пересекающих таможенную границу ЕАЭС. В экстренных случаях организуется реверсивная схема движения транспорта, в соответствии с которой дополнительно задействуются встречные полосы движения.
Во всех таможнях ЮТУ работают горячие линии по вопросам функционирования пунктов пропуска, а также применения специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности.
ФТС России совместно с МЧС России организовали оперативное взаимодействие для приоритетного совершения таможенных операций в отношении гуманитарных конвоев. С момента начала их формирования и оформления гуманитарной помощи (по состоянию на 6 апреля 2022 г.) в регионе деятельности управления оформлено более 9800 тонн гуманитарных грузов, которые направлялись жителям ЛНР, ДНР и отдельных регионов Украины. Крымская и Ростовская таможни в максимально сжатые сроки проводят оформление товаров, следующих гуманитарными конвоями. Среднее время составляет 20-25 минут. В круглосуточном режиме ежедневно осуществляется координация оформления гуманитарной помощи, перемещения гуманитарных конвоев через автомобильные пункты пропуска, отслеживается их выход и возвращение. Таможенные посты, функционирующие в пунктах пропуска, осуществляют постоянное информационное взаимодействие с главами районов и муниципальных субъектов по вопросам формирования, отправления и прохождения таможенного контроля грузов гуманитарной помощи.
КРАСНОДАРСКАЯ ТАМОЖНЯ
Относится к числу крупнейших таможен на Юге России, охватывает свыше 95% территории Краснодарского края и Республику Адыгея. Таможня образована на базе Краснодарского и Тимашевского таможенных постов Новороссийской таможни 24 октября 1990 года. Сегодня ее качественную и бесперебойную работу обеспечивают более 1000 должностных лиц.
С активизацией внешнеэкономической деятельности на Кубани и с расширением функций таможенной службы претерпевала существенные изменения и структура таможни. В целях укрупнения структуры и повышения эффективности деятельности таможенных органов, расположенных в Южном федеральном округе, в октябре 2020 года к Краснодарской таможне присоединена Сочинская таможня, в рамках реорганизации создана Служба по г. Сочи Краснодарской таможни. В настоящее время в структуру таможни входят двенадцать таможенных постов, осуществляющих свои функции в двух воздушных пунктах пропуска (Аэропорт Краснодар и Аэропорт Сочи), в шести морских (Темрюк, Тамань, Кавказ, Ейск, Туапсе и Сочи), а также в автомобильном и железнодорожном (МАПП Адлер и ЖДПП Адлер). Таможенный пост Аэропорт Краснодар и Ейский таможенный пост вместе с Южным таможенным управлением отмечают в 2022 году 30-летний юбилей.
В регионе в деятельности таможни реализуются крупные инвестиционные проекты: строительство Таманского терминала навалочных грузов - крупнейшего на побережье Азово-Черноморского бассейна России, развитие международного аэропорта Краснодар, а также в морском порту Кавказ возобновляется международная паромная линия. Проводится работа по повышению пропускной способности и созданию комфортных условий для перемещения физических лиц и транспортных средств на таможенном посту МАПП Адлер, а также разграничению региона деятельности таможенного поста Морской порт Темрюк с созданием отдельного таможенного органа в морском порту Тамань.
ИТОГИ КОНТРОЛЯ
246 уголовных дел возбудили в 2021 году все таможни ЮТУ (в 2020 г. - 244);
13 797 дел об административных правонарушениях возбуждено сотрудниками ЮТУ (в 2020 году - 10 545);
208 таможенных проверок проведено в течение года, что на 46% превышает значение 2020 года (142 проверки);
8 520 000 рублей составила бюджетная эффективность одной таможенной проверки, что на 15,4% превышает значение 2020 года (7 380 000 рублей).
НОВОРОССИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ
Образована 30 июня 1845 г. указом императора Николая I. Карантинно-таможенная застава принимала суда, взимала пошлину и боролась с контрабандой. Сегодня таможня занимает лидирующее место среди таможен ЮТУ по стоимостным и весовым показателям внешней торговли, а также по перечислению денежных средств в федеральный бюджет.
На современном этапе объединяет в себе функции как электронной таможни, так и таможни фактического контроля.
Регион деятельности таможни охватывает юго-запад Краснодарского края, в котором расположены морские порты Новороссийск, Анапа и Геленджик, международный аэропорт Анапа-7 (Витязево), железнодорожные станции Новороссийск и Анапа.
В структуру Новороссийской таможни входит 7 таможенных постов: Анапский, Геленджикский, Приморский, Новороссийский западный, Новороссийский центральный, Новороссийский юговосточный и Новороссийский (центр электронного декларирования).
Посты находятся в непосредственной близости от места прибытия/убытия товаров и транспортных средств. Данное обстоятельство способствует созданию благоприятных условий для ускорения товарооборота и повышения эффективности таможенного контроля. Новороссийский юго-восточный таможенный пост имеет единственный в Южном таможенном управлении стационарный инспекционно-досмотровый комплекс.