Серые серверы: неординарные схемы ввоза B2B-оборудования в Россию
Серые серверы: неординарные схемы ввоза B2B-оборудования в Россию
Есть у меня хороший приятель – назовём его Анатолием (на самом деле его зовут иначе, но это не важно). Работает он в компании, которая самым непосредственным образом связана с поставками оборудования разных там мировых гигантов IT- и телеком-индустрии в госсектор – то есть, иначе говоря, с госзакупками. Мы с Анатолием регулярно собираемся за кружкой пива чашкой чая, и вот примерно месяц назад у нас случился весьма интересный разговор. Сразу же опредмечу его тему: в области поставок оборудования в сегменте B2B творится тако-о-ое… Нет, речь даже не о «серых» и «левых» схемах, а о – не побоюсь этого выражения – попрании стратегических интересов государства.
В общем, давайте по порядку. Незадолго до наших очередных посиделок с Анатолием в «Ведомостях» вышел любопытный материал. Его суть в следующем: государственные органы в лице Федеральной Таможенной Службы в последнее время весьма рьяно начали борьбу с «серым» импортом B2C-оборудования – смартфонов, планшетов и прочих гаджетов. В итоге благодаря раскрытию схем занижения таможенной стоимости устройств «серых» импортёров встряхнули весьма серьёзно. И многие из них либо прекратили свою деятельность, либо окончательно и бесповоротно «побелели». Государству от этого, конечно же, стало только лучше: «серые» импортёры перестали нарушать законы и уходить от высоких пошлин, зато начали исправно и в полном объеме платить в казну. Простому же народу от этого лучше не стало. Да, даже когда до обычных потребителей бюджетные китайские (читай – «псевдорусские») изделия добирались с неполной выплатой всех причитающихся родному государству обременений, цены этих изделий не всегда были гуманными. Потому что поставщик, сэкономив на таможенных пошлинах, не всегда пропорционально снижал цены на устройства для конечных потребителей (ведь лучше положить себе в карман больше денег). Но в отдельных случаях это – снижение цен – все же происходило. А теперь, после «закручивания гаек» государством, у нас еще меньше шансов найти «серый» экземпляр смартфона «А» или планшета «В» с более приятными ценниками, чем у их «белых» аналогов…
Я посетовал Анатолию на вышеописанное «закручивание гаек» со стороны любимого государства. В ответ мой приятель заметил, что, мол, как-то странно всё это выглядит. Хотя, с другой стороны, удивляться здесь особо нечему. Наше любимое государство как всегда «дерёт» в первую очередь своих граждан. Там же, где царит настоящий «грабёж и произвол» по отношению к государственному карману, государство наше любимое почему-то поразительно слепо и пассивно. Оказывается, все эти «закручивания гаек» на рынке потребительской электроники – это все цветочки-мотылечки по сравнению с тем, что «утекает» через серые схемы на ниве госпоставок B2B-решений. Причем – что очень важно – поставок продукции компаний, базирующихся во вроде как санкционных странах. То есть страны официально под российскими санкциями, а вся «пищевая цепочка» продолжает благополучно «доить» госструктуры поставками оборудования из них по космическим ценам, да еще и без оплаты положенных по закону сборов и налогов в госказну. То есть, по сути, как говорит Анатолий, государство банально обманывает само себя – и действует вопреки собственным стратегическим интересам.
В B2B-сегменте гайки пока никто особо не закручивает даже несмотря на то, что сверхприбыли от манипуляций «правильной» растаможкой оборудования поистине огромны. Народу от этого никакой пользы нет, поскольку частные лица подобное оборудование – например, сервера – не покупают. Кому есть польза? Ну, подумайте сами. Даю подсказку: чиновникам, которые курируют госзакупки (на безбедную старость!), поставщикам (оффшорные счета в IT – до сих пор норма), ну и, конечно, производителям этого самого оборудования. Как я сказал выше, в массе своей – крупным международным компаниям из «подсанцкионных» стран-партнёров вроде США. В качестве примера Анатолий привел именно ситуацию с серверами. Поставки в большинстве тендеров идут по цене, В РАЗЫ превышающей отпускные цены производителей. И это притом что завозятся сервера в Россию в значительной части не как сервера, а как запчасти для оных. Или как обычные «писюки».
Меня так заинтересовала эта тема, что я забросил тему таможенного мухлежа в области «потребительских» смартфонов/планшетов/прочих гаджетов и начал копать данные в Интернете на тему ситуации с серверами на рынке B2B. Благо таможенную статистику оказалось добыть не так сложно. А в купе с ней и рыночную аналитику. Смотрите, что получилось:
Таможенная база Показывает, сколько серверов ввезено на территорию РФ именно как сервера |
Данные аналитиков IDC Показывает, сколько серверов реально поставлено-продано на рынке |
|
2013 год | ||
IBM |
Около 21 000 штук |
Около 32 200 штук |
Cisco |
Около 5 300 штук |
Около 5 300 штук |
HP |
Около 35 000 штук |
Около 50 000 штук |
2014 год | ||
IBM |
Около 12 400 штук |
Около 32 000 штук |
Cisco |
Около 3 500 штук |
Около 8 500 штук |
HP |
Около 30 000 штук |
Около 38 000 штук |
2015 год (первая половина) | ||
IBM |
Около 4 000 штук |
Около 8 500 штук |
Cisco |
Около 750 штук |
Около 4 000 штук |
HP |
Около 9 500 штук |
Около 15 000 штук |
Доверять аналитике от IDC на 100%, конечно, недальновидно. И все же цифры аналитические конторы берут не из головы, проводятся исследования, анализируются данные от компаний, дистрибьюторов (как заграничных, так и отечественных) и так далее. В итоге, конечно, цифры могут отличаться от реальных, но не очень значительно. По рынку смартфонов могу сказать, что аналитики ошибаются максимум процентов на 20-30%. И уж точно не в полтора раза, как, например, в случае с IBM в 2013 году или вообще в 5 (пять) раз, как с Cisco в 2015 году.
Анатолий мне тут же пояснил – откуда возникают такие расхождения в цифрах. Самый простой путь «потеряться» в таможенной базе – провезти сервера под другим кодом ТН ВЭД. Скажем, как обычные «писюки». Или как ЗАПЧАСТИ для серверов или «писюков». Так как серверы суть – сложное оборудование, то рядовые сотрудники таможни, даже если вскроют контейнер с отправкой (что делается крайне-крайне редко!), все равно не смогут даже близко оценить – что же это такое на самом деле. То ли сервера стоимостью по 10 тысяч долларов, то ли «писюки» стоимостью по 200 «зеленых». Ну и если корпус везти отдельно от плат, никто не мешает сервера вообще как «рассыпуху» задекларировать.
А дальше смотрим. НДС у нас 18%, то есть, если 1 000 серверов провозится как сервера (со средней ценой 1200 долларов), то получаем 15 199 920,00 руб. поступлений в бюджет при курсе доллара 70,37. Если же их везти как писюки с ценой в 300 долларов, то выплаты будут «всего» 3 799 980,00 рублей. А, судя по нарытым данным в виде статистики аналитиков, в год так «пропадает» от 30 до 50% рынка.
При этом декларирование по другим кодам ТН ВЭД – это лишь один распространенный способ манипуляций на таможне. Есть еще один популярных «лайфхак» – занижение таможенной стоимости. То есть у зарубежного поставщика можно запросить инвойс с заниженной в несколько раз ценой. В реальности покупается товар по $10 000, а в инвойсе пишется – по обоюдному согласию – $2 000. На рынке смартфонов вплоть до прошлогодних «чисток» (а по некоторым данным и сейчас, хотя и не в таких объемах, как год назад) такую схему использовали чуть ли не треть всех поставщиков смартфонов. Особенно так называемые «бренды-однодневки». Например, мне не так давно рассказывали про случай, когда один не очень популярный (точнее, никому особенно не известный бренд) уже в этом году поставил из Китая около 100 000 недорогих смартфонов, задекларировав их на таможне со стоимостью – внимание! – 2 доллара! Ну, какой бы «недосмартфон» не завозился, 2 доллара он может стоить только в одном случае – если внутри него нет ни платы, ни аккумулятора, ни экрана. Даже обычные кнопочные телефоны-звонилки – и те стоят на фабриках в Китае минимум 10 долларов.
Увы, при всем уважении к профессии таможенника, они не могут досконально разбираться во всем, что везут ушлые коммерсанты – от памперсов до серверов – и чаще всего они либо верят предоставляемым им «липовым» инвойсам, либо корректируют указанную стоимость по своему «делетантскому» пониманию стоимости того или иного товара.
Ситуация получается одновременно и грустной, и смешной. В последние месяцы в России только и говорят об импортозамещении и необходимости снижать обороты сотрудничества с воротилами мировой олигархией крупными зарубежными (прежде всего – американскими) компаниями. При этом, как видите, этим самым американским компаниям обеспечивается стабильно яркий «зеленый свет» в области «отъема» денег у нашего многострадального государства. По словам Анатолия, условия тендеров при госзакупках во многих компаниях (особенно не тех, которые чисто государственные, а с большой долей госкапитала, но вроде бы все же частные), чаще всего или непрозрачные, или полупрозрачные (ну это когда победитель известен уже на этапе подготовки тендерной документации). А ценники обычно сильно выше ценников на свободном рынке, если бы те же сервера у какого-нибудь системного интегратора покупала насквозь коммерческая компания. Следовательно, при поставках оборудования в этих закупках с применением вышеописанных схем государство, с одной стороны, значительно теряет на недоплаченных пошлинах и сборах. С другой стороны, кто-то, очевидно, получает сверхприбыли. Которые утекают понятно куда – на «интерес» соответствующих лиц, организующих тендеры. Да на оффшорные счета русских «шахер-махер»-поставщиков. Естественно, вряд ли вся эта великолепная цепочка была бы возможна без молчаливого согласия крупных международных корпораций (от них требуется именно это самое «молчаливое согласие», поскольку самолично производители, как правило, в Россию ничего не ввозят – это вотчина системных интеграторов да дистрибьюторов). Для них ведь главное, что их продукция таки доезжает до тендеров. А как и почем – это дело десятое. Главное, что планы штаб-квартир выполнены, а местные менеджеры получили свои квартальные премии.
По словам Анатолия, подобная практика – это норма не только в сегменте серверов. Его компания точно также «работает» в других сегментах, живущих с купли-продажи в тендеры крупного B2B-оборудования топовых мировых производителей. Например, АТС и телекоммуникационных серверов, промышленных маршрутизаторов, базовых станций для сотовых операторов и прочего подобного высокотехнологичного «крупняка».
Ну, что сказать? Отрадно, что наше государство таки пытается навести порядок в поставках IT- и телеком-продуктов на наш рынок. Но удивительно, что начинает оно с борьбы с серыми импортерами копеечных телефонов и прочих гаджетов. Так что эта борьба, по сути, вредит только обычным рядовым гражданам, вынужденным раскошеливаться за подорожавший говносмартфон. И при этом государство напрочь закрывает глаза на настоящий теневой «клондайк», который все еще распиливается в B2B-сегменте. А ведь здесь речь идет не просто о недоплате каких-то копеечных по своей сути пошлин, а о попрании стратегических интересов самого государства.
P.S. Пока «копал» тему, наткнулся на такую статейку опять же в Ведомостях. Cisco сворачивает производство IP-телефонов в России. Интересно, по каким схемам будут снова возить оттуда «чисто» импортные IP-телефоны? Все-таки в случае российского производства манипулировать со стоимостью поставленной продукции, мне кажется, гораааздо сложнее: вот оно, производство, в России, как на ладони. Впрочем, этот вопрос, скорее всего, риторический…